На сегодняшний день все образовательные учреждения страны перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт. В нем прописаны требования к метапредметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. В результаты включены освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД): познавательные, регулятивные и коммуникативные, которые обеспечивают овладение ключевой компетенцией – умением учиться.

Введение ФГОС привело за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС НОО. С тех пор, как в школах появились новые учебники, работа с ними стала одним из важнейших средств обучения. Лихачёв Борис Тимофеевич – известный русский педагог и педагогический психолог, утверждал: «Учебник должен учить ученика учиться». Содержание, по его мнению, должно быть кратким, лаконичным, и вместе с тем быть конкретным. Материал учебника и учебных пособий, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления, памяти; стимулировать потребности, волю обучающихся в познании, их ответственность в процессе обучения. [19]

На одном из муниципальных педагогических советов начальником управления образования администрации Богучанского района были представлены результаты мониторинга. По итогам 2014-2015 учебного года процент учащихся района, которые не продемонстрировали достижения уровня базовой подготовки следующий: 8,86% – математика, 8,94% – русский язык, 16,1% – читательская грамотность, 8,1% – групповое проектирование. Самый высокий процент (16,1) показывает, что обучающиеся не демонстрируют базовой подготовки по читательской грамотности, что вдвое выше в сравнении с другими умениями проведенного мониторинга.

Возможно, в учебных комплектах недостаточно материала для формирования умения читательской грамотности. Поэтому необходимо включать работу с текстами не только в уроки русского языка и литературного чтения, но и в математику.

Анализ программы показал, что работа с текстами в начальной школе на уроках математики занимает не более 5-7 %, хотя такая деятельность является актуальной. Всероссийские проверочные работы, содержащие до 50% текстовых заданий и востребующих умение работы с текстом, включены в обязательную оценку результатов обучения выпускников начальной школы.

Таким образом, существующая проблема рассогласования между тем, какими читательскими умениями должны обладать выпускники начальной школы и той недостаточностью заданий, а так же методических материалов к ним в программе УМК «Школа России», связанных с работой с текстами на уроках математики в 3 классе.

Умение работать с текстом по существующим учебникам на уроках математики формировать сложно, поскольку тексты короткие с простыми инструкциями или же с их отсутствием, чаще всего предполагают решение задачи. Кроме того, такое универсальное учебное действие, как осуществление осмысленного чтения на уроках математики не формируется.

Первый обязательный этап урока предполагает актуализацию имеющихся у обучающихся знаний, связанных с содержанием текста, его автором, контекстом, в котором изучается данное произведение; вызывает, стимулирующий интерес к получению новой информации; новый текст конструируется по названию, главным словам, предсказывается его содержание и проблематика.

Г лавный этап – технологическое осмысление содержания текста при его чтении, предварительно разбитого на несколько частей. За прочтением каждой части следует обсуждение, которое завершается обязательно вопросом – прогнозом: «Что, по-вашему мнению, будет дальше и почему?»

На этапе рефлексии текст рассматривают как единое целое. Обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям и прогнозам, стараются соотнести их с итоговыми выводами. После обобщения прочитанного текста организуют творческую переработку полученной информации.

Прием «чтение с остановками» опирается на законы когнитивной деятельности личности учащихся, в нем учитываются психологические особенности процесса понимания и мышления. Он приводит к движению механизмы понимания в целом и текстов в частности, поэтому и является эффективным. Такой прием целесообразно и эффективно применять при работе над текстами небольшого объема, изучаемых в течение одного урока.

  • Верите ли вы? Для большей эффективности этот прием целесообразно применять перед началом работы с текстом касающегося конкретной темы урока. Обучающиеся, выбирают «верные утверждения» из тех, которые предложил учитель, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). А после прочтения аргументируют свою правоту.

Таким образом, эффективность процесса обучения, разнообразие уроков, формирование различных умений зависят от умения учителя правильно выбирать технологические приёмы работы с текстами и удачно их комбинировать, вмещать в рамки уже знакомых форм урока. Важно понимать, что каждый учащийся успешный, талантливый и уникальный во всем. Переход с одного приема на другой меняет режим работы мозга. А это позволяет предупреждать утомляемость и приводит к формированию познавательных УУД у младших школьников.
Научный руководитель  – Джанибекова Фатима Ожаевна

 

Login