КЧГУ    

       Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Необходимо отметить, что особенно много затруднений возникает у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений и навыков, поэтому начинать эту работу надо в начальных классах. Хотелось бы осветить вопросы организации самостоятельной деятельности младших школьников, так как самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную деятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В начальных классах многое зависит от учителя: как он будет учить детей самостоятельно работать. Самостоятельная работа – это познавательная учебная деятельность, в ходе которой последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия

 

Самостоятельная работа на уроках математики – это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Педагог не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует активную деятельность учащихся, направляет их. В результате такой работы  выявляется не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход

Большую роль в самостоятельной работе на уроках математики играет учебник. Многолетний опыт учителей и специальные исследования показали, что учебник как средство организации самостоятельной работы на уроках математики обладает большими  возможностями. Педагогическая ценность самостоятельной работы зависит и от того, каким образом организована деятельность учащихся. Форма организации – это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих учеников между собой.  В процессе обучения обучающая задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся..

В самостоятельной работе детей большое место занимает репродуктивная деятельность. Обязательным условием является индивидуализация самостоятельных заданий, то есть их посильность, учет меры сложности для каждого ребенка или группы детей, имеющих почти одинаковый уровень развития. Меру сложности мы определяем, учитывая вид предстоящей работы, характер заданий, сформированность умений, необходимых для её выполнения. Минутный отдых, переключение внимания вызывают эмоциональный подъем, активизируют мышление, позволяя вновь сосредоточиться на выполнении задания. При управлении обучением детей учитывают также их подготовленность к самостоятельной деятельности, уровень усвоения ими необходимых для выполнения конкретного задания знаний и умений, а также его актуальность, значимость для детей, их интерес к самому процессу учения. Чтобы сформировать у детей навыки самостоятельной работы в учебной деятельности необходимо сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работ. Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий  и возможностей каждого ребенка. Для индивидуальной самостоятельной работы учащихся учителем должны быть подготовлены специальные дидактические пособия. Они должны содержат задания разной степени трудности.

1.2 Виды самостоятельных работ

Для самостоятельной деятельности на уроках математики характерными являются действия самоконтроля – одна из важнейших форм саморегуляции ученика. Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если сам ребенок не контролирует свои действия. С действиями самоконтроля в самостоятельной работе  тесно связаны оценочные действия, играющие важную роль в процессах саморегуляции. Опыт Ш.А. Амонашвили показывает, что их необходимо формировать уже в младшем школьном возрасте.

Особенность фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоит в следующем:

– все учащиеся выполняют общие задания;

– используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся.

Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждение учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты могут успешно обсуждаться всеми учащимися, подвергаться взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность учащихся. При правильной педагогической инструментовке фронтальные самостоятельные работы на уроках математики имеют большое воспитательное значение. Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна, когда учащиеся приступают к изучению темы, тогда важно создать определенный настрой, вызывать интерес к новой теме. Также важна и полезна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения задания по образцу. Фронтальная работа по сравнению с индивидуальной и групповой позволяет учителю легче решать некоторые организационные вопросы, так как фронтальную работу можно провести в классе не имея карточек и других раздаточных материалов. Два, три задания могут быть указаны на доске, в задачнике или учебнике. Что вызывает неудовлетворенность учителя в организации фронтальной работы?  Прежде всего, усредненность её содержания. Предлагая задания, учитель ориентируется на «среднего ученика». Трудно определить единое время, поскольку каждый работает своим темпом. Для нерадивых учеников появляется шанс списать результаты у соседа. Особенность фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоит в следующем:                                                                                                                             – все учащиеся выполняют общие задания;                                                                     – используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся.                                                                                                                  Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждение учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты могут успешно обсуждаться всеми учащимися, подвергаться взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность учащихся. При правильном педагогическом подходе фронтальные самостоятельные работы на уроках математики имеют большое воспитательное значение.

Индивидуальная работа требует настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей. Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Задания могут быть сформулированы и предложены учителем как обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик может выбрать добровольно. Этот подход – примечательная черта демократизации обучения. В последние годы заметное распространение в школах получила групповая форма организации самостоятельной работы. Чем же она привлекает педагогов? Прежде всего, благоприятными условиями для сотрудничества самих учащихся, для коллективного взаимодействия. Работа в группе – это возможность общения, дефицит которого постоянно наблюдается и в школе, и в семье. Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества учащихся – работа в парах постоянного состава. В процессе групповой работы каждый ученик имеет возможность проявить самостоятельность, выполняя конкретные действия, и в то же время испытывают влияние более высокого уровня самостоятельности своего одноклассника. Домашняя самостоятельная работа по математике содействует вооружению учащихся умением самостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника. Домашние задания могут иметь разные цели:

– закрепление знаний и практических умений (решение примеров, задач);

– систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений (составление примеров на изученный прием вычисления, составление задач и т. п.);

–  подготовка учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке.

Домашние задания могут быть индивидуальные и групповые, когда группа учащихся выполняет какое-то задание. Объем домашнего задания не должен быть слишком большим. Результативность самостоятельной работы на уроке математики зависит от умелой постановки цели. Постановка цели – важнейшая черта начального этапа управления самостоятельной деятельностью учащихся младших классов. Намечая цели каждой конкретной работы, важно учитывать общие цели обучения, которые проектирует школа и те ближайшие результаты, которые могут быть достигнуты.

Анализ передового опыта показывает, что самостоятельная работа на уроках математики в структуре современного урока является весьма подвижным его элементом. В начале урока оправданы непродолжительные работы, рассчитанные на 5-10 мин, чтобы включить весь класс в активную деятельность, мобилизовать внимание, память, мышление учащихся, создать рабочий настрой. Предлагая задания, аналогичные тем, которые учащиеся выполняли дома, учитель имеет возможность убедиться, кто из ребят справляется с заданием самостоятельно, кто допускает ошибки, затрудняется. Такого рода самостоятельные работы носят и проверочный, и пропедевтический характер, так как направлены на выявление и актуализацию опорных знаний и умений, что служит подготовкой к усвоению нового материала. Значительно сложнее включать в структуру урока математики самостоятельную работу с целью изучения новых знаний. Дифференцированный подход к учащимся при планировании содержания и объема самостоятельной работы на уроках математики – один из возможных путей устранения перегрузки.

Учет индивидуальных особенностей учащихся в обучении, являясь общим дидактическим принципом, распространяется на работу по подготовке учащихся к самообразованию. Одним из эффективных путей учета в обучении индивидуальных различий является дифференцированный подход. Дифференцированный подход к обучению означает, что учащимся дают задания различного уровня трудности. Причем самый низкий по трудности уровень соответствует требованиям учебной программы. Систематическое использование таких заданий в обучении способствует умственному развитию младших школьников.

Следует сказать о том, что дифференцированный подход сочетается с индивидуальным. Учитель по мере необходимости дает отдельные задания учащемуся, входящему в определенную группу, которая получила соответствующее задание. Наиболее успешно познавательная самостоятельность развивается в том случае, если ученик, выполняя сначала легкие задания, а затем более сложные, сам наталкивается на посильные для него вопросы, осознает их и решает самостоятельно. Дифференцированные задания должны быть разделены на два вида:

  1. Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило для обработки вычислительного навыка; их должно быть ограниченное количество и они должны быть посильны каждому ученику.
  2. Дополнительные задания. Они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательным заданием и у них есть время для дополнительных заданий. Это могут быть задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определенных выводов.

На уроках математики можно использовать карточки для самостоятельной работы для детей с хорошей успеваемостью и детей «слабых». Работа парами положительно влияет на активизацию мыслительной деятельности, на совершенствование умения последовательно излагать свои мысли. Дети чувствуют себя свободнее, так как поиск решения не контролируется учителем. Учащиеся в процессе общения обсуждают полученные результаты, подводят итоги, оказывают помощь друг-другу в поиске ошибок. Уровень заданий, предлагаемых на карточках, во многом зависит от профессиональной подготовки учителя, его знаний, индивидуальных способностей каждого ученика. Самостоятельные работы предназначены для получения информации о результатах усвоения учащимися начальных классов программного материала. Для развивающего обучения большое значение имеет проблема развития творческого мышления ребенка, поэтому в самостоятельную работу можно включить следующие виды заданий:

– придумать задачу с данными числами;

– придумать как можно больше задач с данными числами;

– придумать несколько различных задач, имеющих данное решение;

– придумать аналогичную задачу, не имеющую данного решения;

– придумать, возможно, большее число условий к данному вопросу задачи.

Учитель знает, как преображается класс, когда учащимся сообщают о самостоятельной работе: исчезает безмятежная созерцательность мечтателя, неудержимая энергия непосед переключается на реальное дело. Всё приходит в движение: руки, учебники, ручки. Рассмотрев самостоятельную работу как метод обучения, мы определили его значимость в развитии и воспитании младших школьников. При формировании навыков самостоятельной работы учитель использует различные её виды: фронтальную, индивидуальную, групповые и другие виды. Но только при правильной организации самостоятельной работы возможна активизация умственной деятельности детей.

Использованная литература

 

Список литературы

  1. Боричевская В.И. Развитие самостоятельности мышления у учащихся. // Нач.шк. 2002, №1.
  2. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. – М.,2014.
  3. Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей. // Нач. шк.,1990, №11.
  4. Ковальская М.К. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения. – М.,2007.
  5. Моро М.И., Пышкало А.М. Средства обучения математике в начальных классах. – М.,2001.
  6. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. –М.,1990.

7.Шамова Т.И. Формирование самостоятельной деятельности школьников.- М.,1995.

Руководитель: доцент  Карабашева Р.Б.