ФГБОУ ВО “КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ У.Д. АЛИЕВА”
Анализ различных подходов к содержательному наполнению понятия «профессиональная компетентность педагога» позволил сформулировать следующее определение: профессиональная компетентность педагога – это интегративное качество личности, включающее в себя готовность и способность человека к осуществлению педагогической деятельности, требующей наличия определённых знаний, умений и навыков, с одной стороны, и профессионально-личностных качеств, с другой.
Мотивационный компонент включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение к деятельности (С.Л. Рубинштейн), в том числе и к учебной, совокупность всех психических моментов, которыми определяется поведение человека в целом (М Якобсон), то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается (Я.А. Пономарев). Во всякой деятельности можно выделить как внешнюю мотивацию, не связанную с характером работы, так и внутреннюю, содержательную (по терминологии М.Г. Ярошевского). Этот компонент изучался многими исследователями (А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.), которые и рассматривали его как системообразующий при подготовке учителя.
Данный компонент в структуре профессиональной компетентности педагога характеризует профессиональную готовность учителя к реализации педагогических ценностей. Мотивационный компонент, обеспечивая направленность на ценностное усвоение знаний и самосовершенствование в профессиональной области, включает в себя как мотивы, так и ценности, связанные с будущей профессией учителя.
А.К. Маркова, Э.Д. Телегина, В.Г. Подвойский и др. выделяют творческую мотивацию учебной и профессиональной деятельности. Исследователи отмечают у каждого студента – будущего учителя, а так же у учителей- практиков наличие специфической системы регулируемых мотивов, иерархически организованной, с выделением доминирующих и подчиненных мотивов. Мотивы учения делятся на три группы по критерию их происхождения (биогенные, социогенные и стимулы-мотивы). Биогенные мотивы присущи каждому индивиду и возникают в результате отражения познавательной потребности (пытливости, любознательности, стремления к активному восприятию и действию и т.д.). Социогенные мотивы формируются в процессе становления личности (познания себя, убеждения, отношения к обществу, стремления войти в определенную социально-профессиональную группу и т.д.). Стимулы-мотивы являются результатом стимулирующих педагогических воздействий.
Когнитивный компонент. Когнитивный (от лат. – cognitio) – знание, познание. Согласно когнитивной теории личности Дж. Келли, каждый человек создает имеющую различную сложность и содержание систему познавательных «персональных конструктов», через призму которых он оценивает внешний мир, других людей и себя. Поведение человека детерминировано его знаниями, то есть информированностью.
Знания – это воспринятая, переработанная в сознании (осмысленная), сохраненная в памяти и воспроизводимая в нужный момент для решения теоретических или прикладных задач информация.
Когнитивный компонент предполагает совокупность психолого- педагогических знаний, специальных знаний по предмету и методике его преподавания. Необходимо подчеркнуть, что в педагогике отмечается двоякое назначение системы знаний учителя – как методологического фундамента профессиональной деятельности и как непосредственного инструмента практических действий (Н.В. Кузьмина, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин, В А. Сластенин, С.И. Архангельский, В.В. Краевский и др.).
Абдулина O.A., Сластенин В.А., Пискунов А.И., Спирин Л.Ф. и др. утверждают, что в основе профессиональной подготовки будущего учителя лежит овладение им системой общепедагогических знаний, на которых формируется и функционирует система общепедагогических умений, образующих в своей совокупности профессиональную компетентность в сфере обучения и воспитания.
В структуре профессиональной компетентности педагога мы выделяем деятельностный компонент. Понятие «компетентности» А.К. Маркова связывает с созреванием личности и обретением такого состояния, которое позволяет ему продуктивно действовать при выполнении трудовых функций и достигать ощутимых результатов. Основополагающим компонентом профессиональной компетентности педагога выступает деятельностный, выражающийся в умениях и способностях личности. Для анализа структуры данного компонента используется понятие «учебно-педагогическое умение». Учитывая основные подходы к разработке проблемы педагогических умений: системно-структурный, профессиографический, функциональный, понятие «педагогические умения» трактуется следующим образом – «это системы интеллектуальных и практических действий, целенаправленных и взаимосвязанных, выполняемых в определенной последовательности, и характеризующих степень освоения педагогической деятельности» (O.A. Аб- дуллина).
Профессиональная деятельность учителя является одним из процессуальных показателей профессиональной компетентности. Проанализируем ее состав. Педагогическая деятельность требует оперирования определенными профессиональными знаниями, на основе которых учитель вырабатывает собственные практические умения. Как отмечают В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, она включает в себя теоретическую и практическую деятельности и для её компетентного выполнения необходимо владеть определенными теоретическими и внешними (предметными) умениями, т.е. действиями, которые можно наблюдать.
Таким образом, для деятельностного компонента профессиональной компетентности педагога характерны следующие группы умений:
Конструктивные: умения проектирования, прогнозирования, аналитические, рефлексивные умения.
Организаторские: информационные, развивающие, ориентационные, мо билизационные, воспитательные умения.
Коммуникативные: управленческие умения, перцептивные, умения педагогического общения, умения и навыки педагогической техники, умения установить отношения между педагогом и воспитанником, педагогом и родителями, между педагогами, обеспечить связь школы со средой.
Исследовательские: аналитические, методологические, эвристического поиска, умения применять методы научно-педагогического исследования (теоретические, эмпирические, количественный и качественный анализ).
Единицами измерения уровня сформированности педагогических умений выступают:
- количество действий, выполняемых учителем при использовании того или иного умения;
- последовательность действий;
- качество выполнения каждого действия;
- время, затраченное на выполнение заданий.
Рефлексивный компонент профессиональной компетентности педагога. Опираясь на исследования, посвященные проблеме педагогической рефлексии {В.В. Краевский, А.К. Маркова и др.), под педагогической рефлексией будем понимать: осмысление учителем основ своей деятельности, в ходе которого осуществляется оценка и переоценка своих собственных способностей, профессиональных действий, учитываются педагогические ситуации и т.п. Вместе с тем рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают «рефлексирующего». Данный компонент состоит из следующих умений: Контрольно-оценочные (рефлексивные) умения, диагностико-оценочные умения: умения учета и оценки результатов педагогической деятельности, анализ и самоанализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя, умения анализа собственного опыта и опыта других учителей, умения оценивать результаты педагогической деятельности; умения рефлексировать собственные учебно-педагогические действия; умения выбирать альтернативные способы решения учебно-педагогических задач, умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений.
Свежие комментарии