Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева,

г. Карачаевск, Россия

 

В методике принято характеризовать навык чтения, называя основные

четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность [1].

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Обучить учащихся правильному, понятному, беглому чтению – одна из задач начального образования. И эта задача исключительно востребована, потому что чтение играет большую роль в образовании, воспитании и становлении человека. Чтение – это то окошко, которое позволяет детям видеть, узнавать окружающее и себя самого. Чтение – это и то, чему учат учеников начальных классов, посредствам чего развивают их и воспитывают. Знания и навыки чтения формируются не только как наиважнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как непростой комплекс знаний и навыков, имеющий обучающую направленность, применяемый учащимися  при постижении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, нужна, систематическая, целеустремленная работа над становлением и улучшением навыков беглого, понятого, правильного, выразительного чтения от класса к классу.

Сформированный у младшего школьника-билингва чтения навык – это база для последующего успешного обучения всем изучаемым в школе дисциплинам, стержневой источник приобретения информации и даже метод общения.

С научной точки зрения важность процесса чтения не менее значима. Овладение навыком чтения – один из показателей всеобщего яруса становления познавательной деятельности ребенка, так же как сложности в процессе обучения чтению говорят об отдельных помехах становления того либо другого психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи). В программе для начальной школы, разработанной «… на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России…» указывается важная роль уроков по литературному чтению: «Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с тестом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию» [2, с. 283].

В одном и том же классе разные ученики обычно находятся на разных ступенях. Учителям желательно относиться к этому «разнобою» не как к трудности, а как к ценному обстоятельству, позволяющему и учителю, и детям видеть (читаемое произведение, и себя, и других, и мир) одновременно с разных точек зрения. Это обогащает восприятие каждого, учит уважать и ценить оппонента, развивает общение и диалог.

Учитывая различие в темпах развития, учитель стремится определить, на какой ступени находится ученик, и применять к нему критерий оценки его действий с художественным материалом, соответствующий ступени, освоенной учеником. Перед восприятием художественного текста на уроках литературного чтения целесообразно создать эмоциональный настрой, чтобы заинтересовать детей произведением. Ведь на уроках чтения приходится не только формировать и совершенствовать навыки чтения, работать с текстом, развивать русскую речь нерусских детей, расширять знания учащихся об окружающем мире, но и достичь воспитательных целей.

И наука о формировании читателя, и практика работы в начальной школе с детской книгой убедительно объясняют и доказывают, что любого ребенка-билингва сначала нужно научить рассматривать детскую книгу, если учитель хочет ее прочитать с детьми, обучая их при этом всем действиям и приёмам, необходимым для квалифицированного чтения. Ведь любая детская книга тем именно и замечательна, что она дает возможность начинающим читателям самостоятельно и серьезно настроиться на предстоящее им сложное занятие – восприятие того, о чем как расскажет книга, и на обдумывание воспринятого после чтения – в расчёте на себя. Способом восприятия художественных произведений, развившимся в нашей культуре на протяжении ее многовековой истории, человек не владеет от рождения. Задача учителя начальной школы – помочь своему ученику воспринимать эти  художественные произведения во всей их «тональности», уметь передавать все «оттенки» произведения при воспроизведении и т.д., т.е. помочь нерусскому учащимся овладеть культурой чтения художественных произведений на русском языке.

Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности также подчеркивается в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года». «развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, пониманием связной (контекстной) речи, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков в начальных классах» [3, с.15-16].

Перед современной начальной школой стоит задача организации процесса обучения таким образом, чтобы учение стало одной из ведущих личностных потребностей, определялось внутренними мотивами учащихся.

Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, – с другой),

б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга.

Современная методика обучения понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

Мы считаем, что при методически правильно продуманной и организованной, систематической работе учителя начальных классов с использованием разнообразных методов и приемов, современных ИКТ, бесспорно, будут совершенствоваться навыки  сознательного чтения у младших школьников-билингвов.

 

Список литературы:

  1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русскому языку в начальных классах. – М.: Академия, 2006.
  2. Сборник рабочих программ «Школа России». I-IV классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Науч. рук. А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2011. – С.528.
  3. Сиротинина О. Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,    –  175с.

 

Работа представлена научным руководителем Биджиевой В.И., старшим преподавателем кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания

Login