Карачаево-Черкесский государственный университет

 

В начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – как один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Требования, предъявляемые к современному образованию, определяют и требования к современным образовательным технологиям. Одним из основных средств развития познавательной активности в настоящее время выступают исследовательские технологии. Это отражено и в ФГОС начального образования,  который  требует  использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. «Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования» [1].

Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Для развития познавательной активности младших школьников наибольший эффект дают исследовательские методы обучения, применяемые в кружковой работе. Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает на «формирование универсальных учебных действий, позволяющих искать и находить решения личностно и социально значимых  проблемных задач, предусматривает овладение школьниками УУД как средством достижения успеха в условиях динамичной реальности через реализацию исследовательской деятельности» [1].

Цель кружка – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

  • обучение проведению учебных исследований младших школьников;
  • развитие творческой исследовательской активности детей;
  • стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам – ознакомление с научной картиной мира;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Работа в кружке состоит из трех блоков:

  1. Выявление исследовательских способностей младших школьников.
  2. Организация и проведение учебных исследований.
  3. Мониторинг познавательной активности и исследовательской деятельности.

Опишем методику работы поэтапно.

Приемы познавательной деятельности, которые осваивают младшие школьники на занятиях кружка, становятся «общими для осуществления познания в различных предметных областях» [2]. Процесс обучения исследовательским навыкам состоит из нескольких этапов.

Первый этап – это тренировочные занятия со всем классом, дающие возможность познакомить каждого ученика с техникой проведения исследования. На первых занятиях кружка рассматриваем методы исследования, т.е. откуда можно получить информацию. Это картинки с изображением телефона, книги, руки, компьютера, восклицательного знака и т.п. Картинки означают, что можно связаться со специалистом, прочитать в книге, провести эксперимент, получить информацию у компьютера, подумать самостоятельно и т.д. Затем идет занятие-тренинг, на котором учатся, как собрать всю информацию и обработать ее так, как это делают настоящие ученые. Детям предлагается собрать материал о своем любимом животном. Здесь приходят на помощь родители. Они совместно с детьми делают подбор литературы, читают статьи по теме, а ребята заносят информацию на лист-схему. Собранные сведения следует обобщить, проанализировать, а затем сделать сообщения.

На втором этапе ведется работа над формированием и развитием умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения.

К примеру, задания и упражнения, которые проводились на занятиях кружка для развития умения видеть проблемы.

Задание: «Посмотреть на мир чужими глазами». Это одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять свою точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. «Если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то можно увидеть то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого можно выполнить такие упражнения: продолжи неоконченный рассказ; составь рассказ от имени другого персонажа; составь рассказ, используя данную концовку; назови как можно больше признаков предмета»

За выявлением проблемы идет поиск ее решения – дети учатся выдвигать гипотезы. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Для детских исследований гипотезы направлены на развитие творческих способностей, поэтому, чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает.

В умении вырабатывать гипотезы проводятся такие упражнения. Задание: «Давай вместе подумаем, почему бывает день и ночь; почему течет вода и другие. Делая предположения, используем слова: предположим, возможно, что если и т.д.»

Также важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. «Вопрос играет одну из ключевых ролей. Он обычно рассматривается как форма выражения проблемы. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду»[4].

Предлагая рассмотреть рисунки, можно предложить ученикам поставить вопросы: кто..?; как…?; где…?; когда…?; что…? Задавая такие вопросы, ребенок учится наблюдать, описывать и вырабатывать уверенность в понимании настоящего. Так приучаем детей к дальнейшим вопросам: что еще может интересовать тебя в этой проблеме; что еще можешь предложить или сделать?» [3].

Далее идет обучение нахождению сходства и различий. Прием сравнение используем для тренировки в умении работать с понятиями, а также сравнение своих описаний с описаниями этих же предметов учеными или одноклассниками. Прием различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор.

Прием обобщение – это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путем отбрасывания от содержания данного видового понятия его видообразующего признака. Для этого используем такое задание: из приведенных понятий надо построить ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему. Например, насекомое – пчела, книга – энциклопедия и т.д.

Следующий прием – классификация. «Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает мышлению строгость и точность».

Метод наблюдение. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Вот упражнения на развитие внимания и наблюдательности: рассматриваем любимый предмет (игрушка) внимательно и спокойно, затем дети закрывают глаза и предмет убирается, а ребята вспоминают и называют все детали предмета. Следующий этап упражнения – рисуем этот предмет по памяти. Другие задания – это парные картинки, содержащие различия, найти ошибки художника. Наблюдение служит источником получения разнообразных сведений о мире.

Особое место в науке и наших повседневных исследованиях принадлежит эксперименту. «Эксперимент – важнейший метод исследования. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Например, как вода исчезает или эксперимент с магнитом и металлом, или смешиваем краски и т.д.»

Так, участники кружка учатся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения. Умение выделить главную мысль, найти факты, ее подтверждающие,- важнейшее качество, требующее при обработке материалов, добытые в исследовании, подготовке их к публичному представлению. Наиболее простой прием, позволяющий это делать, – использование простых графических схем.

«Важным средством и результатом мышления является умозаключение. Оно позволяет мышлению проникать в такие глубины предметов и явлений, которые скрыты от наблюдения». Особый интерес представляют задания, содержащие верные внешне, но ошибочные в сущности умозаключения.

Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую практику. «Основными этапами являются: [3]

  1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
  2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
  3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
  4. Выработка гипотезы (разработать гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
  5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
  6. Определить последовательность проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
  8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
  9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
  10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками, родителями, ответить на вопросы)».

Самым кульминационным, и в то же время завершающим этапом, является защита детьми проведенных исследовательских работ.

Подготовка к защите представляет собой составление текста выступления и презентаций, сопровождающих речь защищающегося. Время представления каждой работы 5-7 минут. По итогам защиты предусматривается награждение.

Результатом применения таких исследовательских методов является становление активной жизненной позиции учащихся, проявляющейся в самостоятельной познавательной активности. В основе исследовательской деятельности лежит умение самостоятельно решать проблему, а значит, развивать познавательные навыки. Кроме того, в процессе исследовательской деятельности развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе и позволяет успешнее учиться.

 

Список использованной литературы:

  1. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2015. – 31с.
  2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.- 151с.
  3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, Издательство «Учебная литература», 2004.
  4. Савенков И.А.Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003. №2. С.76-86.

Научный руководитель: доц. Батчаева П.А-Ю.