КЧГУ

«Доска и мел – наши главные инструменты,

но хочется большего…..»

 

Активизация познавательной деятельности – это важная задача для каждого человека.

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества,  внедрение информационно-компьютерных технологий является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – это фундамент образования. И от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем выпускника в современном мире. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии.  Помогает в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Одной из наиболее действенных технологий считается  ИКТ (информационно-компьютерная технология)
В современных условиях модернизации образования все активнее применяются информационно-коммуникационные технологии в ходе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная школа.

Перед преподавателем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и плавно реагировать на меняющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно – коммуникационные.

 

Возможности ИКТ:

1) Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

2) Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

3) Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

4) Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
5) обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Все это вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

 

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, и 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

Благодаря использованию  ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно – иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся.

 

Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

– принцип равенства позиций;

– принцип доверительности;

– принцип обратной связи;

– принцип занятия исследовательской позиции.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим принципам:

  • создание презентаций к уроку;
  • работа с ресурсами Интернета;
  • использование готовых обучающих программ;
  • разработка и использование собственных авторских программ. Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов. В том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:

– компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;

– использование ИКТ должно способствовать лучшему усвоению учебного материала, не уводя и не отвлекая учеников от учебной цели.

– использование компьютера допустимо в течение урока не более 10-15 минут. (Санитарные правила и нормы).

Благодаря ИКТ, которые помогают учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала, возможно:

-создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

-создание презентации на определенную тему по учебному материалу;

-поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;

-создание мониторинга по отслеживанию результатов обучения и воспитания; создание текстовых работ;

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.

Таким образом, работа, направленная на формирование познавательной деятельности учащихся  с помощью средств ИКТ, дает хорошие результаты. Он повышает качество знаний, повышает общий интеллект учащегося. У ребенка повышается интерес к обучению, становится настойчивым и трудолюбивым, улучшается взаимопонимание учителя и учащихся.

А значит, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

 

Литература

  1. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1979. -160с. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. – М.-.ИЦПКПС, 2000. – 146с.
  2. Осипова Л.К. Пути формирования познавательных интересов первоклассников // Начальная школа Казахстана,- 2008.- № 3- С.33-41.
  3. Туникова А.В. Приемы активизации учащихся 3- 4-ых классов // Начальная школа.- 2007- №4- С. 73-78.

 

Научный Руководитель Байрамкулова А.М