МБОУ «СШ № 6 имени Д.Т. Узденова»

Сохранение здоровья человека – одна из актуальных проблем, имеющая мировые масштабы, волнующая людей как в прошлом, так и в настоящем. Проблема сохранения здоровья породила в социуме такое понятие, как «здоровый образ жизни».

Организация здорового образа жизни россиян является одной из составляющих национальной безопасности страны, развития физической культуры и спорта, поддерживается на уровне президента России.

«Под здоровым образом жизни понимается образ жизни, направленный на сохранение и укрепление здоровья человека, профилактику заболеваний» [1, с. 57].

Для поддержания здорового образа жизни необходимы физическая активность, здоровое питание, соблюдение правил гигиены, отказ от вредных привычек, укрепление организма.

В основе здорового образа жизни физическая активность, к которой относятся занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, разминки в перерывах между работой. Главное – соблюдать норму и не перегрузить организм. Важно также иметь положительный настрой на занятия спортом или на выполнение физических упражнений.

Другим немаловажным фактором в поддержании здорового образа жизни является здоровое питание, так как оно играет очень важную роль в жизни каждого человека. Немало научных трудов посвящено этой проблеме, и все авторы сходятся в том, что питаться необходимо полезной пищей.

Поддержание здорового образа жизни невозможно без соблюдения гигиены. Обусловлено это, прежде всего, тем, что чистоплотность обеспечивает нормальное функционирование организма, предотвращает возникновение многих заболеваний.

Для поддержания здоровья необходимо также укреплять организм. Делается это рекомендуется как на физическом, так и на психологическом уровнях. На физическом уровне предполагается проведение различных процедур, например, закаливания (обтирание, обливание, солнечные ванны и пр.). На психологическом уровне предполагается устранение негативных эмоций: стрессов, злости и пр.

Вредные привычки пагубно влияют на здоровье человека. С ними надо бороться. К вредным привычкам относятся не только курение, употребление алкоголя и наркотиков, но и употребление вредной пищи и др.

Еще одним фактором поддержания здорового образа жизни является режим дня. Результатом соблюдения режима дня является нормализация функционирования организма, улучшение работы внутренних органов, улучшение самочувствия.

Выделенные факторы составляют основу здорового образа жизни.

Большую роль в формировании здорового образа жизни играет его популяризация среди населения.

В статье мы акцентируем внимание на популяризации здорового образа жизни среди младших школьников. Обращение к данной проблеме не случайно и обусловлено, прежде всего, ухудшением состояния здоровья школьников, в частности, младших школьников. Все чаще фиксируются случаи хронической патологии среди детей, отмечаются функциональные отклонения. В качестве причин ухудшения состояния здоровья школьников  отмечаются «малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация» [2, с. 18].

Для формирования основ здорового образа  среди младших школьников жизни необходимо решение следующих задач: 1) формирование знаний о здоровье, о факторах его формирования, которые помогают укрепить здоровье, и факторах, разрушающих его; 2) укрепление физического здоровья; 3) осуществление профилактики заболеваний; 4)обучение школьников умению чувствовать свой организм; 5) совершенствование умения соблюдать правила личной гигиены, а также школьной гигиены; 6) обучение учащихся комплексу соответствующих их возрасту физических упражнений, укрепляющих и сохраняющих здоровье; 7) содействие правильному физическому развитию; 8) обучение детей рефлексии, критике своего поведения; 9) поддержание в учащихся стремления понимать окружающих, учить их анализировать свое отношение к ним; 10) обучать эффективному общению; 11) воспитывать в детях ответственность в принятии решений, делать выбор в пользу здоровья; 12) обогащать учащихся знаниями о здоровом образе жизни, реализуя различные формы обучения; 13) содействие эстетическому воспитанию школьников, физическому и духовному совершенствованию.

Для реализации поставленных задач существуют различные методы, приемы, средства и формы обучения.

В статье мы рассматриваем, как можно использовать художественную литературу с целью популяризации здорового образа жизни среди младших школьников. Для этого нами были поставлены следующие задачи: 1) раскрыть особенности восприятия младшими школьниками художественной литературы, влияние художественной литературы на эмоционально-волевую сферу детей; 2) определить формы и методы работы с художественной литературой в целях популяризации здорового образа жизни; 3) определить круг детских художественных произведений, способствующих популяризации здорового образа жизни, привести их классификацию.

Велика роль художественной литературы в эмоционально-волевом воздействии на младших школьников. Объясняется это не только использованием автором художественных средств выразительности, композиционным решением, занимательностью сюжета, яркостью образов и пр., но и особенностями восприятия художественного произведения младшими школьниками.  К таким особенностям относятся, в первую очередь, эмоциональность восприятия художественного произведения. Для ребенка его переживания выступают на первый план. Другой особенностью восприятия художественного произведения является отождествление ребенком реального мира и художественного. Это выражается в том, что младшие школьники верят, что персонажи произведений живут в реальном мире.

Несмотря на еще достаточно незрелый возраст, многие дети проявляют чуткость к слову, к художественным деталям. Наблюдается у детей и так называемый эффект присутствия, проявляющийся в способности ребенка жить в образе.

Опираясь на перечисленные особенности восприятия младшими школьниками художественных произведений, мы предлагаем использовать художественную литературу для формирования у них основ здорового образа жизни.

Какие произведения целесообразно отбирать для достижения поставленной цели, и в каких формах эту работу реализовывать?

На наш взгляд популяризацию здорового образа жизни среди младших школьников целесообразно осуществлять как на уроках, так и во внеклассной деятельности.

Возможность реализации популяризации на уроке появляется в том случае, когда содержание читаемого произведения соответствует поставленной проблеме. Большие возможности для проведения подобной работы представляет внеклассная деятельность. Она дает возможность учителю подбирать произведения нужного содержания.

Существуют различные классификации внеклассной работы, связанной с литературой.

Ю.Б. Золотовым выделяются две большие группы внеклассной работы: регулярная и эпизодическая. Регулярная внеклассная работа включает домашнюю работу, факультативные занятия, кружки, телевизионные передачи, дополнительные занятия по предмету. К эпизодическим относятся тематические конференции, вечера, олимпиады, сочинения, экскурсии и др.

В.В. Голубев в своей классификации внеклассной работы по литературе выделяет внеклассное чтение, кружки, журналы, стенгазеты, литературные выставки, литературные экскурсии.

З.Я. Рез относит к видам внеклассной работы также внеклассное чтение, литературные утренники и вечера, конференции и диспуты, кружки, клубы, литературное краеведение, музеи.

Проанализировав представленные выше классификации, мы в качестве одного из основных видов внеклассной работы с целью популяризации здорового образа жизни среди младших школьников выбрали внеклассное чтение. Наш выбор обоснован, в первую очередь, возможностью отбирать для занятий соответствующие по содержанию книги. Учащиеся имеют возможность знакомиться с произведениями различных видов и жанров, разных авторов, проводить выставки и беседы по прочитанным произведениям. Например,  можно провести занятие по теме «Жизнь по расписанию» для которого отбираются произведения о режиме дня.

Немаловажным условием эффективной популяризации здорового образа жизни средствами художественной литературы является правильный подбор произведений. Опираясь на выделенные выше факторы поддержания здорового образа жизни, мы предлагаем следующую классификацию произведений:

– произведения, пропагандирующие личную гигиену: В. Приходько «Вот когда я взрослым стану», С. Кутякин «Хлюп-хлюп», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Кондратьев «Зеркало», Р. Сеф «Мыло» и многие др.;

– произведения, пропагандирующие культуру питания: И. Токмакова «Ай-да суп!», З. Александрова «Вкусная каша», Ю. Мориц «Зеленеет лук в воде», «Пирожок», С. Погореловский «Хлебушко» и др.;

– произведение, направленные на формироание умений по самообслуживанию: Г. Лагздынь «Одевали малыша», Э. Мошковская «Митя и рубашка», Э. Успенский «Мальчик стричься не желает» и др.;

– произведения о режиме дня: Е. Серова «Лягушонок», А. Говоров «Секрет бодрости», П. Воронько «Спать пора» и др.

Практика показывает, что чтение художественных произведений на предложенные выше темы очень нравится младшим школьникам. Произведения привлекают детей занимательным сюжетом, отражающим истории, происходящие с их сверстниками. В ходе бесед, проводимым после чтения, выясняется, что хорошо, а что плохо, как надо себя вести, что надо делать, а чего делать нельзя, чтобы быть здоровым. Главное в проводимой работе – эмоциональное воздействие на детей, позволяющее достичь целей популяризации среди них здорового образа жизни.

Литература:

1. Дьяконов И.Ф. здоровый образ жизни для всех. – СПб.: Специалист, 2018. – 126 с.

2. Чукаева И.И. Основы формирования здорового образа жизни. – М.: КноРус, 2018. – 64 с.

Login