КЧГУ им. У.Д.Алиева, г.Карачаевск

Формирование готовности бакалавров педагогического образования, будущих учителей начальных классов, к эффективной реализации внеклассной деятельности в начальных классах невозможно обеспечить эпизодической подготовкой в вузе. Необходима системная работа в течение всего срока обучения бакалавров педагогического образования. Для обеспечения системности такой работы необходимо в учебные планы направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» включить специальный курс по организации внеклассной деятельности  младших школьников.

Успешная реализация  процесса формирования готовности бакалавров педагогического образования к проведению внеклассной работы с младшими школьниками возможна при поэтапном выполнении соответствующей педагогической модели. На первом этапом модели формирования готовности будущих учителей начальных классов к творческой реализации процесса организации внеклассной работы с детьми в начальной школе формулируется цель и происходит ее конкретизация: определяются составляющие внеклассной работы; базовый уровень студентов, необходимый будущим учителям начальных классов к творческой самореализации во внеаудиторной работе; определяются формы и методы реализации педагогических условий.

На втором этапе формирования готовности будущих учителей начальных классов к творческой реализации процесса организации внеклассной работы с детьми в начальной школе определяется базовый уровень  подготовки бакалавров педагогического образования. В целях реализации данного этапа нами изучено мнение и входные данные  67 студентов второго и третьего курсов Педагогического факультета КЧГУ им. У.Д.Алиева, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование». Так же проведен экспертный опрос 17 преподавателей факультета, работающих на кафедрах математики и методики ее преподавания, педагогики и педагогических технологий, педагогики и методики профессионального образования. Был проведен анкетный опрос 11 учителей начальных классов средних общеобразовательных школ Карачаевского городского округа.

Студентам второго и третьего годов обучения было предложено дать краткие ответы на вопросы:

– что вы понимаете под внеурочной работой в начальной школе;

– место внеурочной работы в педагогическом процессе школы;

–  основные цели внеурочной работы;

– основные задачи внеурочной работы;

– функции внеурочной работы;

– виды и направления внеурочной деятельности;

– изменения в организации внеурочной деятельности младших школьников с введением ФГОС НОО[1].

Для студентов обоих курсов сложным оказался вопрос об изменениях в организации внеурочной деятельности младших школьников в новых условиях, связанных с введением Федеральных государственных образовательных стандартов высшего, среднего общего и начального общего образований. Была проверена удовлетворенность своей подготовкой к ведению внеклассной работы старшекурсниками и действующими учителями начальных классов. Из ответов респондентов видно, не только будущие учителя, но и действующие нуждаются в обновлении своих знаний в данной области профессиональной деятельности.

Анализ содержания действующих основных образовательных программ и учебных планов по подготовке бакалавров педагогического образования практически по всем профилям показал, что учебно-методическое сопровождение профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов недостаточно для успешного формирования из готовности к проведению внеклассной работы в начальной школе.

Исходя из анализа результатов анкетирования и тестирования студентов, экспертного опроса преподавателей и действующих учителей начальных классов нами разработан специальный учебный курс «Организация внеклассной работы младших школьников». Выявленный уровень знаний студентов легла в основу определения содержания специального курса «Организация внеклассной работы младших школьников». Он рассчитан для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование». Отметим, что курс одинаково будет полезен и для студентов, обучающихся и по другим профилям педагогического образования.

Для детального ознакомления с содержанием специального учебного курса «Организация внеклассной работы младших школьников» студентам  2-3 курсов Педагогического факультета, обучающихся по профилю «Начальное образование», действующим учителям начальных классов школ Карачаевского городского округа, преподавателям Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д.Алиева представлены программа спецкурса, методические материалы по  организации внеклассной работы в начальной школе и вопросы итогового анкетного опроса.

Для всех респондентов вопрос опроса был сформулирован следующим образом: при освоении данного спецкурса уровень готовности будущих учителей начальных классов будет ли достаточным для ведения внеклассной работы?

75% опрошенных ответили утвердительно. Однако 25% усомнились в абсолютной успешности данного спецкурса, они выразили мнение о необходимости регулярного повышения квалификации в данном направлении. Они также отметили важность использования информационно-коммуникативных технологий для достижения цели данного исследования.

Литература.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2015. – 112с.