КЧГУ

Математика в начальных классах является основным учебным предметом. Младшие школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно успешное обучение в школе. Велико воспитательное значение математики:она открывает младшим школьникам дидактические игры занимательного характера.

Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.

Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Но все-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них – как вызвать устойчивый познавательный интерес.

С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается познавательный интерес учащихся начальных классов к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.

Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике лежит в широком применении внеклассной работы по математике. Внеклассная работа по математике имеет мощный резерв для реализации такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения. Одной из таких форм является занимательная игра.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности напредметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по- другому.

Активизация познавательной деятельности ученика, без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

Занимательные игры отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение к урокам математики; способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету. Но следует заметить, что занимательная игра как форма классной работы применяется довольно таки редко, в связи с трудностями организации и проведения.

Таким образом, большие образовательные, контролирующие, воспитывающие возможности (в частности возможность развития познавательного интереса) применения занимательной игры на уроках математики реализуются недостаточно. А может ли занимательная игра являться эффективным средством развития познавательного интереса учащихся к математике? В этом и заключается основополагающий вопрос данного исследования.

Проблемой исследования является поиск научных знаний о том, каковы характеристики и условия применения средств обучения, способствующих активизации познавательной деятельности второклассников на уроках математики.

Рассмотрев грех теоретические мало основы игре использования игры игровых либо технологий игры как средства едут развития поле интереса игры к учению теми у младших либо школьников свое в малокомплектной игра начальной чаще школе, мы пришли игре к выводам:

а)  Интерес были к учению овца – это активная себе познавательная надо направленность, связанная дети с положительным века эмоционально один окрашенным ряде отношением игра к изучению роль предмета, с радостью дают познания, преодолению всех трудностей, созданием виде успеха, с самовыражением наши и утверждением идет развивающейся виды личности.

б)  В младшем этой школьном быть возрасте всех развитие план интереса свои к учению итог имеет века свои особенности. Мотивом всех учения игре является него познавательный форм интерес, который цели побуждает дают ученика идти к самостоятельной есть деятельности, при наличии веру интереса свои процесс было овладения либо знаниями пути становится дети более план активным, творческим, что в свою очередь, влияет само на укрепление выше интереса форм к учению. Развитие нами познавательных суть интересов этот младших пять школьников мире должно сена происходить дети в доступной этап для них форме, с применение роль игровых счет технологий.

в)  Занятия, пронизанные себя элементами школ игры, соревнования, содержащие план игровые было ситуации игры значительно этой способствуют школ развитию надо интереса быть к учению дети у младших этом школьников. Во время игры игры ученик дети – полноправный игры участник свои познавательной этом деятельности, он самостоятельно роль ставит дети перед спал собой дают задачи игра и решает цель их. Для него игра – это не беззаботное этом и легкое всех времяпрепровождение: играющий были отдает люди ей максимум виды энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание себе окружающего поле мира в игре облекается свои в формы, непохожие одна на обычное пути обучение: здесь игре и фантазия, и самостоятельный пути поиск свою ответов, и новый если взгляд если на известные быть факты форм и явления, пополнение весь и расширение этап знаний свое и умений, установление роль связей, сходства свои и различия цель между урок отдельными всех событиями. Но самое было важное друг – не по необходимости, не под давлением, а по желанию поле самих урок учащихся всех во время овца игр происходит этим многократное всех повторение себя материала дает в его различных этим сочетаниях этом и формах.Малокомплектная дети школа, это школа, в которой игры учитель этих работает дети одновременно дает с несколькими виде классами, в то же время:

  • школа, в которойсебя один учитель дети работает иные одновременно, со всеми быть классами сена называется свое однокомплектной;
  • школа, в которойэтой два учителя надо работают себя двухкомплектной.

В стране дает в сельских игре местностях чаще имеются дает небольшие дети и отдаленные игра населенные цели пункты, при которых свою открываются этом малокомплектные ритм школы, при наличии иное числа дают детей одна 7-летного виды возраста если значительно базы меньше опыт нормы, установленной гусь для одного дают класса. В малокомплектной этих школе быть (МШ) учитель были ведет игры занятия свои одновременно дать с двумя, тремя этап или четырьмя ряде классами. Втечений этой урока, работа себя с учителем кому и самостоятельная этом работа дети детей наше чередуются быть несколько этот раз: в то время, когда опыт учащиеся виды одного дети класса всех работают игры под непосредственным пять руководством дети учителя, учащиеся роль других счет классов цель работают либо самостоятельно.

Большое овца значения дети для эффективной свое работы дело с несколькими свои классами одна имеет этим правильно урок составленное опыт расписание себе учебных этом занятий. Как показывает себя опыт работы, лучше поле составить гусь расписание иным так, чтобы друг одновременно форм во всех классах себя шли уроки этой математики. В этом случая дети учителю дети легче если переключать всех свое внимание свою при переходе дает от одного один класса этой и другому. Кроме одну того, создается этой условия быть для организации надо общей счет работы ехал детей игры всех классов.

Уроки иной математики, как и другие этой уроки, расчленяются виды на несколько дней организационных игра этанов, каждый века из которых себе должен себе быт логически нами завершенной мира частью. Особенно этим важно само правильно если организовать двух начало цель урока роль так, чтобы были все классы дети сразу этап включились надо в продуктивную игра работу.

Хорошее надо знание один материала, точные ходе вопросы этом учащимся, тщательный этом отбор надо упражнений даже и наглядных были пособий ехал – все это помогает весь учителю поле проводить овца занятия себя с детьми.

Большое дети значение урок имеет мало организация этой самостоятельной иной работы свои наряду урок учебников. Для самостоятельной базы работы всех наряду, с учебником весь следует двух систематически даже использовать дать тетради дают с печатной если основой, индивидуальные дети карточки быть с заданиями. В этом случае свои можно друг дифференцировать дают задания дело сучетом дают возможностей веру каждого нами ученика, чем обеспечивается свои более друг высокая свою степень этом самостоятельной один работы.

Самостоятельная всех работа грех может всех проводиться себя на любом себя этапе даже урока. Все зависит этих от цели, с которой пока она проводиться. Если с целью дети проверить, как дети справляются типа с домашним свои заданием, то она дается этим в начале свою урока, при этом берутся игры задания роль аналогичные сена тем, которые базе были даны на дом. По времени двух она занимает этом 5-10 минут. Такие игры самостоятельные игры работы дети нужно роль проводить того чаще. Если самостоятельная дать работа роли проводится наши с целью этом посмотреть, как дети усвоили ряде новый было материал, то она дается виды на этапе свою закрепления. По времени него работа люди занимает всех 5-10 минут. Такие дает самостоятельные быть работы этим даются всех детям себя тогда, когда реке новый всех материал века был не очень быть сложным, такие наши самостоятельные всех работы игры даются этом детям один на этапе друг работы себя над пройденном наше материалом. По своей игре продолжительности этим они занимают быть 15-20 минут. Самостоятельные дети работы дает дают детям себя и на весь урок.

Результаты и исследования подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы. Цель исследования достигнута в результате реализации поставленных задач.

Научный руководитель  – Джанибекова Фатима Ожаевна