КЧГУ

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляются требования к результатам: личностным, метапредметным, предметным. Особо актуальным остается вопрос о формировании и оценивании метапредметных результатов, среди которых важными являются следующие универсальные учебные действия:

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Действие моделирование является ключевым универсальным действием, по требованиям к метапредметным результатам ФГОС НОО.

Так же предъявляются требования к предметным результатам в области математики:

  • умение работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Все эти требования фактически говорят об активном формировании действия моделирования у младших школьников, как универсальном действии, так и предметном.

Одним из базовых межпредметных понятий является понятие моделирования.

Оно используется как на уроках русского языка, на уроках математики, на уроках окружающего мира и на уроках литературного чтения.

Проблемой формирования действия моделирования занимались многие отечественные ученые, такие как: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.ВРепкин, А. В. Захарова и другие. В.В. Давыдов отмечал, что одним из путей формирования теоретических знаний является моделирование, использование моделей, которые выступают как «абстракция особого рода», которые являются связующим звеном между теорией и действительностью, позволяет выявить внутренние связи и отношение объектов. Через этап моделирование, лежит способность понимать одно явление через другое, а это значит, что можно объяснить при помощи моделирования сложное, через простое, непривычное через привычное, ненаглядное через наглядное.

О том, что действие моделирование сегодня является важным в учебной деятельности учащихся, указывала Черкасова А. М. В диссертационном исследовании «Начальное математическое моделирование как средство развития познавательной самостоятельности младших школьников».

Опираясь на вывод, в работе Черкасова А.М мы сделали вывод о том, что недостаточно разработаны дидактические средства с включением обучения действию моделирования.

Опыт показывает, что существуют затруднения обучающихся начальной школы при решении задач по математике, направленных на формирование универсального учебного действия моделирования.

Проблема исследования заключается в противоречии: с одной стороны, формирование универсального учебного действия моделирования является важным в учебной деятельности обучающихся начальной школы, с другой стороны, недостаточно разработаны дидактические средства, сформированные с учетом затруднений учащихся при решении задач по математике, направленных на формирование универсального учебного действия моделирования в системе развивающего обучения.

Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение содержания на всех этапах учения и формирования психологических способностей учащихся в соответствии с их возрастом.

В младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования универсальных учебных действий, так как все виды деятельности и особенно учебная деятельность в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Все познавательные психические процессы приобретают произвольный характер, усложняются и обогащаются. У младших школьников формируются способы самостоятельного управления всеми познавательными процессами, в интеллектуальном развитии активно формируется аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, которые являются важными предпосылками формирования познавательных универсальных учебных действий.

В настоящее время в начальной школе существует несколько параллельных образовательных систем. Следует отметить что, образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова имеет значительное преимущества, они заключаются в том что, обучение строится в соответствии с тремя принципами:

а)         Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.

б)        Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».

в)         Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Исследования показывают, что учащиеся, обучающиеся по этой программе, отличаются тем, что могут:

  • конструировать разные виды чисел и употреблять различные модели как средства разрешения учебных и математических проблем;
  • решать круг практических задач, выходя за пределы применимости открытых учащимися способов действия, т.е. решать задачи в новых условиях;
  • освоить вычислительные навыки и способы решения задач за более короткий отрезок времени.

Александрова Э.И выделяет три вида математической модели в начальных классах: предметную, графическую, буквенную[2,с.154].

Под предметной моделью понимаются различные реальные или воображаемые предметы. Графической модель предполагает, различные схемы, чертежи. Буквенная модель – различные символы и знаки.

Начальная школа отвечает за первый этап становления моделирования. Безусловно, актуальным является вопрос о приемах формирования моделирования в начальной школе. Мы проанализировали авторскую программу и методические рекомендации Э. И. Александровой, автора учебников математики в начальной школе в системе развивающего обучения Эльконина Д.Б.-Давыдова В.В. на предмет разворачивания действия моделирования и приемов, используемых на уроках. [2.с.26-27]

Мы выделили следующие приемы, которые используются в 1-2 классах:

а)        Игровой прием «Молчанка». Для игры необходимо раздать каждому ребенку наборы полосок разной длины. Детям предлагается сравнить предметы и показать отношение «равенства» или «неравенства» с помощью длин полосок. Например, сравнивая мяч и теннисный шарик по форме, детям предлагается молча показать, что они равны с помощью полосок одинаковой длины.

б)        Игровой прием «Кто быстрее». Ученикам за 2 секунды нужно показать правильный ответ сравнения каких-либо предметов. Предлагается делать это в тетради при помощи отрезков.

в)        Восстановление предметов и схемы по формуле. Учащимся предлагается формула, к которой необходимо начертить схему и подобрать предметы. Например, дана формула a+b=c. Начерти схему к формуле придумай задачу с таким условием.

г)        Восстановление предметов и формулы по схеме. Учащимся предлагается схема, к которой нужно составить формулу и подобрать предмет. Например: по схеме придумай задачу и составь формулу.

д)        Восстановление схемы и формулы при сравнении предметов по определенному признаку. Учащимся выдвигается один признак, по которому нужно подобрать формулу и составить схему.

е)        Математический рассказ. Учащимся предлагается модель, по которой необходимо придумать рассказ. Затем придумать математический рассказ (описать словами, каждую часть модели, что она обозначает).

ж)       Прием «Цвет». Учащимся предлагается раскрасить модель, фломастерами разных цветов (выделить части и целое).

з)        Прием «Подвижная модель». Учащимися предлагается модель, своими руками, на модели показать части и целое, путем передвижения.

Для того чтобы ребенок овладел деятельностью моделирования, необходимо вначале включать в работу готовые модели, с которыми они работают, затем учащиеся постепенно будут обучаться построению разного рода моделей. [2,с.98]

Таким образом, было выделено 3 уровня работы с моделями:

  • уровень: понимание, которое характеризуется умением читать модель, придавать значение данной модели.
  • уровень: построение, которое характеризуется умением чертить, изображать, записывать модели.
  • уровень: преобразование, которое характеризуется умением осуществлять переход от одной модели к другой модели.

Чтобы освоить действие моделирование, для начала, необходимо овладеть первым уровнем т.к если обучающийся научиться понимать (читать модели), то не возникнет трудности в построении и преобразовании модели.

 

 

Проанализировав авторскую программу по математике с 1 по 4 класс Э.И Александровой в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В Давыдова, на предмет разворачивания действия моделирования на уроках математики начальных классов была выделена специфика программы.

Специфика заключается в том, что действие моделирование начинает формироваться с первого по четвертый класс по принципу движения от общего к частному. Освоение предметного содержания курса математики с 1-4 класс осуществляется при помощи действия моделирования. Следует отметить, что действие моделирование начинают усиленно формировать в 1-2 классе. Так как, на этом строится весь курс математики.

Таким образом, анализ программы показал, что действие моделирование формируется по трем (понимание, построение, преобразование) умениям на протяжении всего курса математики.

Все методы исследования дают возможность сделать нам следующий вывод: в учебнике представлено неравное количество заданий, формирующих действие моделирование по трем умениям (понимание, построение, преобразование): в учебнике не достаточно заданий, направленных на формирование умения понимать (читать) модели; большая часть заданий направлена на построение моделей; мало заданий, направленных на преобразование моделей.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что если на уроках математики в начальной школе систематически проводить работу с заданиями, направленными на формирования действия моделирования, по трем уровням (понимание, построение, преобразование), то можно добиться положительного результата.

Все последующее исследование было направлено на составление заданий по трем уровням (понимание, построение, преобразование), направленные на формирование действия моделирования.

В предлагаемой нами методике на каждом уроке математики были использованы задания, направленные на формирование действия моделирования, для формирования трех умений: понимание, применение и преобразование.

В ходе апробации нами было проведено 15 уроков математики, на каждом из которых детям было предложены задания на формирование действия моделирование по трем уровням (понимание, построение, преобразование моделей).

Разработанные задания способствуют формированию у обучающихся действия моделирования по трем уровням (понимание, построение, преобразование) и могут быть использованы как дидактические средства формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.)

Одной из актуальных проблем в образовании является формирование универсальных учебных действий. Актуальным остается вопрос о формировании действия моделирования. Было выявлено, что действие моделирование на уроках математики в начальных классах является как метапредметным, так и предметным, и через действия моделирование осваивается весь курс математики начальных классов в системе Развивающего Обучения.

В данной работе представлены результаты исследования, направленного на приемы формирования действия моделирования на уроках математики начальных классов. Работа состояла из нескольких частей: первая часть – это работа с литературой по выбранной теме (теоретическая часть). Были представлены материалы о формировании действия моделирования и о его значении в развивающем обучении, рассмотрены работы Черкасовой А.М, Александровой Э.И, Г.А Цукермана.

Во второй части работы удалось осуществить анализ затруднений обучающихся 2 класса при формировании универсального действия моделирования на уроках математики ,выделить проблемы и затруднения педагога и учащихся по формированию действия моделирования на уроках математики. В опытно-практической части были разработаны задания по трем уровням (понимание, построение, преобразование) моделей, направленные на формирование действия моделирования на уроках математики для 2 класса.

Анализ результатов исследования повторной диагностической работы, выявил положительную динамику опытно-практической части. В результате был составлен сборник заданий направленных на формирование действия моделирования на уроках математики в начальных классах. На основании полученных результатов, мы сделали вывод о том что, разработанные задания могут быть использованы как дидактические средства формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.), т.к они:

  • сформированы с учетом затруднений учащихся при решении задач по математике, направленных на формирование универсального учебного действия моделирования;
  • ориентированы на формирование 3 уровней освоения действия моделирования (понимание, построение, преобразование);
  • сформированы с учетом разворачивания действия моделирования и приемов в системе развивающего обучения Эльконина Д.Б.-Давыдова В.В.

После проведенного исследования сделан вывод, что использование заданий систематизированных по трем уровням(понимание, построение, преобразование) моделей, направленных на формирование действия моделирования, способствуют формированию универсального действия моделирования у младших школьников.

 

Научный руководитель  – Джанибекова Фатима Ожаевна