Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева,

г. Карачаевск, Россия

В условиях недостаточности  бюджетного финансирования многие бюджетные  учреждения помимо основной деятельности занимаются предпринимательской. 

В условиях постоянной ограниченности бюджетных средств на финансирование расходов муниципальных учреждений существует настоятельная потребность восполнять недостающие бюджетные средства другими источниками.

Доходы от предпринимательской  деятельности во многих бюджетных учреждениях  составляют более половины всех ресурсов. Рассчитывать на замену этих доходов бюджетными средствами в обозримом будущем не приходится, так как это повлекло бы значительную налоговую нагрузку на экономику. Все это еще раз подтверждает значимость предпринимательской деятельности бюджетных учреждений и, как следствие, необходимость четкого механизма зачисления доходов и произведения расходов за счет указанных средств.

Для государства очень  важно установить такой порядок  финансовых отношений бюджета с  бюджетными учреждениями, который соответствовал бы реалиям рыночной экономики и  одновременно интересам общества, самого государства, бюджетных учреждений и их партнеров по договорным отношениям. Много внимания при этом уделяется обеспечению безопасности бюджета на предмет возможных потерь по причинам субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетных учреждений. Не меньшее значение имеет решение проблемы недофинансирования бюджетных учреждений по основным направлениям их деятельности

Образовательное учреждение является некоммерческой организацией, созданной в целях удовлетворения образовательных потребностей населения. При этом образовательные организации  могут создаваться как государством (государственные образовательные  учреждения) так и частными лицами (негосударственные или частные образовательные учреждения).

 К образовательным  относятся учреждения следующих  типов:

  1. дошкольные;
  2. общеобразовательные (начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  3. учреждения начального  профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  4. учреждения дополнительного  образования взрослых;
  5. специальные (коррекционные)  для обучающихся, воспитанников  с отклонениями в развитии;
  6. учреждения дополнительного  образования;
  7. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
  8. учреждения дополнительного  образования детей;
  9. другие учреждения, осуществляющие  образовательный процесс.

Образовательные учреждения, являясь некоммерческими организациями, выступают в настоящее время достаточно активными субъектами различных по характеру общественных отношений. Причем весьма значительная их часть составляет организационно-экономическую основу деятельности образовательных учреждений, предмет которых вызывает известные трудности в их регулировании, предполагающем применение норм различных отраслей права. 

В качестве основной цели деятельности образовательных организаций выступает, как известно, образовательная деятельность по реализации различных образовательных программ. Можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность образовательных организаций должна служить образовательной деятельности. Следует отметить, что образовательная деятельность невозможна без выполнения целого ряда дополнительных видов деятельности, таких как, управление учреждением, материально-техническое и хозяйственное обеспечение, бухгалтерское обслуживание и др. Если обратиться к уставам образовательных организаций, то можно увидеть, что там перечислен немалый перечень видов деятельности, приносящей доход. Возникает вопрос о соответствии их целям образовательной организации. 

Образовательные учреждения в процессе своей деятельности вступают в экономические и договорные отношения с другими хозяйствующими субъектами (коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами – заказчиками образовательных услуг, другими экономическими партнерами), осуществляют различные сделки, используя материальные, финансовые, кадровые, информационные и другие ресурсы, которыми они располагают. При этом согласно Гражданскому кодексу РФ и Закону РФ «О некоммерческих организациях» как некоммерческие организации ОУ могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Закон Российской Федерации «Об образовании» представляет образовательным учреждениям два основных направления привлечения собственных финансовых ресурсов. Первое связано с оказанием потребителю платных образовательных услуг, второе – предпринимательское поведение или так называемая предпринимательская деятельность. И если в работе по первому направлению у образовательных учреждений, как правило, нет особых проблем, так как уже имеются определенные знания или опыт, то развитие предпринимательства для большинства из них – совершенно новая сфера деятельности [13, с. 3].

Предпринимательство в образовательной сфере реализуется через следующие виды деятельности: инновационная, креативная, инициативная деятельность, которые нацелены на формирование и развитие образовательного потенциала учреждения и обучающихся. Основой предпринимательского дела в образовательной среде является поиск компромисса экономических интересов всех участников процесса и обеспечения движения услуг от производителя к потребителю. В рамках предпринимательских направлений деятельности образовательное учреждение осуществляет свою деятельность, как и любое коммерческое предприятие, в рамках законодательства РФ в области предпринимательства.

Смена общественного сознания влияет на картину мотивации труда, оценку человеком собственного положения, его ориентации в экономической области, следовательно, требует дополнительных педагогических средств, направленных на то, чтобы учащиеся могли приобрести навыки самостоятельного действия и принятия решений. Необходима адаптивность образовательной среды, в которой они обучаются.

Итак, при подготовке учителя к учебно-предпринимательской деятельности основной целью является воспитание и развитие инициативной, творческой личности, формирование у него внутренней готовности к самосовершенствованию, саморазвитию и потенциальной возможности к организации и реализации предпринимательского дела, ведению хозяйственной деятельности на базе образовательного учреждения.

Достижение поставленной цели позволит решить следующие задачи: приобретение практического предпринимательского опыта учителем; приобщение учащихся к реальным предпринимательским процессам – предпринимательская деятельность, в данном случае, регулируется психолого-педагогическим и методическим сопровождением, согласуется с учебными планами, вследствие чего приобретает форму учебно-предпринимательской. Анализ источников научной литературы по философии, психологии, педагогике, трудовому и технологическому обучению, экономике показывает, что решение проблемы предпринимательской подготовки необходимо искать, исходя из интеграции и координации обучения.

Образовательная среда является важнейшим элементом формирования личности и социального развития. В современном мире существует многоуровневая система образования – от дошкольного до академического. Особую роль играет общее образование, которое закладывает основу для последующего образования и профессионального развития молодого поколения.

В условиях кризиса и резкого снижения уровня финансирования всей социально-культурной сферы поиск и привлечение дополнительных источников поступления денежных средств приобретает для образовательных учреждений чрезвычайное значение.

При очевидной неразвитости сферы досуга определенные средства образовательные учреждения могут заработать, развивая такие виды деятельности как прокат кино и видеофильмов, организация дискотек, молодежных клубов и клубов по интересам.

Образовательные учреждения могут сдавать в аренду часть своих помещений или имеющиеся у них автотранспорт.

Возможно, и оказание образовательными учреждениями посреднических услуг коммерческим структурам следует, однако, нужно учитывать что, при осуществлении своей предпринимательской деятельности образовательные учреждения приравниваются к предпринимателям и попадают под соответствующее законодательство Российской Федерации. В частности, они в полном объеме платя предусмотренные законом налоги, поэтому, прежде чем приступать к развертыванию того или иного вида предпринимательства, следует тщательно просчитать его возможную доходность.

Успешность внебюджетной деятельности общеобразовательных учреждений во многом зависит от правильности выбора организационных форм ее проведения. 

Сущность предпринимательства, следовательно, заключается в трех необходимых элементах:

– организационное действие;

– инициирование изменений;

– денежный доход как цель и критерий успеха.

Рыночная ориентация образовательного учреждения предполагает широкий ассортимент продукции образовательного учреждения с учетом требований общества, научно-технического прогресса, что способствует легкому налаживанию процессов и технологий оказания услуг. В руководстве образовательного учреждения стратегические решения готовятся и принимаются людьми, компетентными в конъюнктуре образовательных услуг, в вопросах региональной экономики.

И в этом случае особенностями предпринимательской деятельности образовательного учреждения с рыночной ориентацией будут являться:

– базирование на целевых инновациях, способных работать в условиях риска и динамичного спроса;

– гибким сетевым построением;

– поддержка работников в деятельности в рамках стратегии организации, для чего руководство максимально делегирует права и ответственность исполнителям;

– ориентация на компетентность кадров, чья деятельность основана на балансе выгоды и риска;

– своевременное и гибкое реагирование на изменение требований потребителя [2].

Таким образом, к предпринимательской деятельности образовательного учреждения можно отнести следующие направления деятельности:

– реализация основных фондов и иного имущества всеми образовательными организациями, включая образовательные учреждения;

– сдача в аренду основных фондов и иного имущества всеми образовательными организациями, включая образовательные учреждения; инвестиционно-финансовая деятельность всех образовательных организаций, включая образовательные учреждения;

– иные виды вне реализационных доходов всех образовательных организаций, включая образовательные учреждения.

Учет особенностей предпринимательской деятельности на рынке образовательных услуг способствует повышению эффективности функционирования учреждений в условиях рыночной экономики.

Список литературы:

1.  Закон Российской Федерации «Об образовании» Федеральный закон от 29.12.2012 .№ 273-ФЗ.

  • Тарануха Ю. Предпринимательство в переходной экономике // Экономист. – 2007. – № 10. – С. 43–48.

Работа представлена научным руководителем Биджиевой В.И., старшим преподавателем кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания.

Login