КЧГУ

Современную образовательную систему сложно представить без применения компьютера. Использование разного вида возможностей компьютерных технологий обеспечивает качество образования на всех уровнях, начиная с дошкольной образовательной организации.  Это сегодня соответствует потребностям и интересам общества, государства, семьи.

В центре педагогической системы каждого дошкольной образовательной организации стоит ребенок, его развитие на каждом из возрастных этапов. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению [1].

Качество образования зависит от активного внедрения и использования в деятельности дошкольного учреждения мультимедийных технологий.

Какую же роль играют мультимедийные технологии? В чем преимущества технологий мультимедийного сопровождения образовательного процесса?

Определимся с понятием «мультимедийные технологии».

Мультимедиа (multimedia)  – это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

Мультимедиа – это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь [2].

Перечисленные возможности компьютера позволяют педагогам в детском саду строить занятия с привлечением большого иллюстративного материала, что вызывает положительные эмоции у детей. При этом следует отметить, что компьютер может только помочь воспитателю-педагогу, а не заменить его. Педагоги проявляют личную заинтересованность в использовании мультимедийных технологий.

Применение ИКТ возможно на различных занятиях не зависимо от темы, формы проведения и их содержания, а так же в разных возрастных группах. С помощью информационных технологий педагог может показать детям процесс в динамике, виртуально побывать в определенной местности. Такая работа активизирует ребят на деятельность, помогает воспитателю дать наиболее близкое представление об изучаемой теме [3].

Практика использования компьютерных технологий в дошкольном образовательном учреждении значительно увеличивает интерес дошкольников к организованной образовательной деятельности.

Одними из  основных участников воспитательно-образовательного процесса являются родители воспитанников. Использование ИКТ позволяет сделать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей более успешной, через проведение родительских собраний, совместную деятельность, выпуск информационных буклетов.

Мультимедийная техника позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя, или сложно увидеть в повседневной жизни [4].

Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или красоту горного водопада?

Только при помощи мультимедийной презентации. Ведь презентация – это обучающий мини-мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличная возможность рассказать детям об окружающем мире так . как мы сами его видим, не выходя из дома и не летая в дальние страны. Основа любой современной презентации –  облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  • осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  • объединение аудио-, видио- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из литературы;
  • возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
  • компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками [5].

Покажем сказанное на примере:

Использование мультимедийных технологий во время организации непосредственно образовательной деятельности: «Витамины из корзины», «О вкусной и здоровой пище» «Носы нужны не только для красы» помогают не только приобщить детей к здоровому образу жизни, но и решить различные дидактические задачи при помощи компьютерных игр. Например, определить полезные и не полезные продукты, и при помощи звукового сигнала получить одобрение героя мультфильма.

Для достижения качества образования учителя логопеды в детских садах используют различные компьютерные игры-упражнения. Например, «Чья тень?», «Чей это звук?», «Теремок» и д.р.

Сегодня созданы уникальные программы для детей дошкольного возраста “Специальные образовательные средства”, «Игры для Тигры», которые позволят моделировать и накапливать развивающие материалы и методики для детей с разной структурой проблем.

В чем же причина личной заинтересованности педагога в использовании мультимедийных технологий?

  • экономия времени при разработке дидактических материалов;
  • перенос акцента на презентабельность оформления материалов;
  • переход на новый уровень педагогического мастерства.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. И наибольшую ценность для детей дошкольного возраста представляют мультимедийные технологии, которые соответствуют новым требованиям системы дошкольного образования: к воспитательно-образовательной работе, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

 

Список использованной литературы:

  1. Кудрявцев В.Т. Науки о детстве и современные образования. – М.,2005 – С. 15 – 36.
  2. Афанасьева О. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе – pedsovet.org
  3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.
  4. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS Power Point 2009. – Журнал «Вопросы Интернет – образования», № 44
  5. Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. – М., 2009. – Вып. 6.

 

Научный руководитель: к.п.н., доц. Батчаева П.А.-Ю.