ФГБОУ ВО Карачаево-Черкесский государственный университет им.У.Д.Алиева

Среди многообразия используемых в школе организационных форм обучения (практикумы, семинарские и факультативные занятия, консультации, учебные экскурсии и т. д.) урок продолжает сохранять ведущее значение. Педагогический материал, представленный в научно-методических и психолого-педагогических работах, и используемый в диссертационном исследовании, можно условно разделить на четыре части.

Актуальными остаются исследования, касающиеся возможностей повышения в рамках современного урока качества учебного.

Выделим ряд аспектов использования различных образовательных средств ИКТ при организации обучения на уроках в:

  1. Мотивационный аспект. Применение информационно- коммуникативных технологий в образовательном процессе может усилить потребности учащихся в получении образования, поскольку создаются условия Для:

—    максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей;

—    широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки;

—    раскрытия творческого потенциала учащихся (участие в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т. д.)

—    расширения круга общения школьников через сеть Интернет;

—    освоения современных информационных технологий.

  1. Содержательный аспект. Возможности информационно- коммуникационных технологий могут быть использованы при построении содержания обучения, прежде всего, при реализации элективных курсов, направленных либо на «поддержку» основных школьных предметов, либо на внутрипрофильную специализацию обучения и построение индивидуальной образовательной траектории. Это курсы, которые учащиеся выбирают в соответствии со своими интересами.
  2. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения общеобразовательных и профильных учебных дисциплин. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т. д. Например, электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией могут быть использованы при объяснении нового материала, в качестве основы для подготовки дифференцированного раздаточного материала на уроке. Ресурсы с визуальной аудиоинформацией могут включаться в объяснение учителя на уроке, а также использоваться при организации самостоятельной работы учащихся. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.

Кроме того, учитель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебно-методического комплекса авторского элективного курса.

  1. Организационный аспект. Информационно-коммуникативные технологии могут быть использованы в различных вариантах организации обучения в школе:

–      при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе специального индивидуального плана;

–      при создании в школе профильных групп (внутри класса) и профильных классов;

–      при реализации межшкольной дифференциации.

  1. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.

Проведём анализ научно-методической литературы и педагогического опыта использования средств ИКТ в образовательном процессе на уроках по различным школьным предметам. При анализе основное внимание будем уделять следующим вопросам:

–      возможности, которые предоставляют новые средства для активизации деятельности участников учебного процесса, для реализации целей развивающего, личностно-ориентированного обучения, для повышения качества образовательных результатов (с указанием дидактических свойств и функций, служащих основой проявления соответствующих возможностей);

–      информационные объекты, с которыми происходит работа в рамках учебной деятельности на уроке;

–      информационные потоки и направления взаимодействия между участниками учебного процесса на уроке с применением средств ИКТ.

Применение информационных и коммуникационных технологий на уроках информатики

Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения информатике направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их информационной культуры. Рассматривая информатику в ряду с другими общеобразовательными дисциплинами можно определить основные для всех компьютерных уроков направления использования технологий: мультимедийное представление информации в целях повышения познавательной активности учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности; использование компьютерных обучающих систем; игровые формы обучения (например, игры на передачу информации и т. д.).

В то же время информационные технологии на уроке информатики важны не только сами по себе, но и как «средство создания и эксплуатации информационных систем различного назначения: измерительных справочных поисковых, обучающих и др.». Использование информационных систем позволяет получать различные информационные продукты в форме диаграмм, текстовых документов, мультимедийных объектов и пр.

Отметим лишь, что направление информационных и коммуникационных технологий в школьном курсе информатики представлено весьма полно, что отражено в школьных стандартах и программах.

Применение информационных и коммуникационных технологий на уроках физики, химии и биологии

Анализ литературы, содержащей основные результаты исследований, проводимых по данному вопросу, позволяет выделить следующие направления использования средств ИКТ в учебном процессе по физике, химии, биологии в общеобразовательной школе:

–      применение презентаций, видео, и анимационных фрагментов для демонстрации физических, химических, биологических явлений, классических опытов, технических приложений;

–      обращение к компьютерным рисункам, схемам, интерактивным таблицам и т. п. при объяснении, закреплении, систематизации изученного;

–      обработка результатов измерений, полученных в натурном учебном эксперименте (ученическом или демонстрационном); использование при этом таких методов графической и статистической обработки данных, которые ранее были недоступны по причинам математической сложности, трудоёмкости вычислений и графических построений;

–      выполнение эксперимента (вычислительного, имитирующего), включая создание и исследование модели самими учащимися, решение разного рода прикладных задач;

–      работа учащихся с компьютерными моделями, имитирующими натурный эксперимент;

–      проведение компьютерных тестов в ходе диагностического, промежуточного или итогового контроля.

Отметим направления использования средств ИКТ в учебном процессе, специфичные для уроков математики:

–      возможности для конструирования: наличие специальных пакетов программ (MathCad, CorelDraw и т. п.), которые позволяют выполнять сложные стереометрические построения и вычисления, делая их более наглядными и понятными;

–      тренажёры для решения задач определённого типа (решение рациональных и тригонометрических уравнений, и т. п.). В этом случае учащиеся индивидуально или в группе работают с какой-то программной средой с целью отработки навыка в решении данного типа задач;

–      возможности для выполнения расчётных операций, в ходе которых осуществляется количественный анализ какого-либо процесса. Например, найти приближённое решение любого трансцендентного уравнения с любой степенью точности или вычислить площадь криволинейной трапеции, найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке и т.д.

Исследователи, занимающиеся вопросами применения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе на уроках математики отмечают, что дидактические возможности средств ИКТ позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Учителя получают следующие возможности для активизации деятельности:

  1. Владея информационно-коммуникационными технологиями, учитель имеет возможность создавать, тиражировать и хранить дидактические материалы к уроку (проверочные работы, раздаточный и иллюстративный материал). В зависимости от уровня класса, поставленных перед уроком задач единожды набранный вариант заданий может быстро модифицироваться (дополняться, сжиматься). Кроме того, распечатанные дидактические материалы выглядят более эстетично.
  2. Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку. Через поисковые системы находятся и художественные, и литературоведческие тексты, биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации.
  3. Материалы, найденные или разработанные с помощью информационно-коммуникационных технологий, удобно использовать для оформления кабинета (фото-экскурсии, иллюстрации, портреты писателей) и для анализа, и систематизации отобранной информации, хранения разработанных учебных материалов (создание своей методической папки в компьютерном классе).
  4. С появлением мультимедийных материалов (вместе с новыми компьютерными классами) открылась возможность включения в урок фрагментов видео-лекций.

Мультимедийные технологии открывают возможности преподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив им возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.

Список использованной литературы:

  1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / – М.: Издательский Дом Амонашвили, 2005. — 496 с.
  2. Анциферов Л. М. Задания по физике с применением программируемых микрокалькуляторов / — М.: Просвещение, 2013. – 96 с.

Научный руководитель: доц. Айбазова А.К.

©Эбзеева В.З., 2018г.