ФГБОУ ВО Карачаево-Черкесский государственный университет им.У.Д.Алиева
Среди многообразия используемых в школе организационных форм обучения (практикумы, семинарские и факультативные занятия, консультации, учебные экскурсии и т. д.) урок продолжает сохранять ведущее значение. Педагогический материал, представленный в научно-методических и психолого-педагогических работах, и используемый в диссертационном исследовании, можно условно разделить на четыре части.
Актуальными остаются исследования, касающиеся возможностей повышения в рамках современного урока качества учебного.
Выделим ряд аспектов использования различных образовательных средств ИКТ при организации обучения на уроках в:
- Мотивационный аспект. Применение информационно- коммуникативных технологий в образовательном процессе может усилить потребности учащихся в получении образования, поскольку создаются условия Для:
— максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей;
— широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки;
— раскрытия творческого потенциала учащихся (участие в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т. д.)
— расширения круга общения школьников через сеть Интернет;
— освоения современных информационных технологий.
- Содержательный аспект. Возможности информационно- коммуникационных технологий могут быть использованы при построении содержания обучения, прежде всего, при реализации элективных курсов, направленных либо на «поддержку» основных школьных предметов, либо на внутрипрофильную специализацию обучения и построение индивидуальной образовательной траектории. Это курсы, которые учащиеся выбирают в соответствии со своими интересами.
- Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения общеобразовательных и профильных учебных дисциплин. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т. д. Например, электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией могут быть использованы при объяснении нового материала, в качестве основы для подготовки дифференцированного раздаточного материала на уроке. Ресурсы с визуальной аудиоинформацией могут включаться в объяснение учителя на уроке, а также использоваться при организации самостоятельной работы учащихся. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
Кроме того, учитель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебно-методического комплекса авторского элективного курса.
- Организационный аспект. Информационно-коммуникативные технологии могут быть использованы в различных вариантах организации обучения в школе:
– при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе специального индивидуального плана;
– при создании в школе профильных групп (внутри класса) и профильных классов;
– при реализации межшкольной дифференциации.
- Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.
Проведём анализ научно-методической литературы и педагогического опыта использования средств ИКТ в образовательном процессе на уроках по различным школьным предметам. При анализе основное внимание будем уделять следующим вопросам:
– возможности, которые предоставляют новые средства для активизации деятельности участников учебного процесса, для реализации целей развивающего, личностно-ориентированного обучения, для повышения качества образовательных результатов (с указанием дидактических свойств и функций, служащих основой проявления соответствующих возможностей);
– информационные объекты, с которыми происходит работа в рамках учебной деятельности на уроке;
– информационные потоки и направления взаимодействия между участниками учебного процесса на уроке с применением средств ИКТ.
Применение информационных и коммуникационных технологий на уроках информатики
Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения информатике направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их информационной культуры. Рассматривая информатику в ряду с другими общеобразовательными дисциплинами можно определить основные для всех компьютерных уроков направления использования технологий: мультимедийное представление информации в целях повышения познавательной активности учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности; использование компьютерных обучающих систем; игровые формы обучения (например, игры на передачу информации и т. д.).
В то же время информационные технологии на уроке информатики важны не только сами по себе, но и как «средство создания и эксплуатации информационных систем различного назначения: измерительных справочных поисковых, обучающих и др.». Использование информационных систем позволяет получать различные информационные продукты в форме диаграмм, текстовых документов, мультимедийных объектов и пр.
Отметим лишь, что направление информационных и коммуникационных технологий в школьном курсе информатики представлено весьма полно, что отражено в школьных стандартах и программах.
Применение информационных и коммуникационных технологий на уроках физики, химии и биологии
Анализ литературы, содержащей основные результаты исследований, проводимых по данному вопросу, позволяет выделить следующие направления использования средств ИКТ в учебном процессе по физике, химии, биологии в общеобразовательной школе:
– применение презентаций, видео, и анимационных фрагментов для демонстрации физических, химических, биологических явлений, классических опытов, технических приложений;
– обращение к компьютерным рисункам, схемам, интерактивным таблицам и т. п. при объяснении, закреплении, систематизации изученного;
– обработка результатов измерений, полученных в натурном учебном эксперименте (ученическом или демонстрационном); использование при этом таких методов графической и статистической обработки данных, которые ранее были недоступны по причинам математической сложности, трудоёмкости вычислений и графических построений;
– выполнение эксперимента (вычислительного, имитирующего), включая создание и исследование модели самими учащимися, решение разного рода прикладных задач;
– работа учащихся с компьютерными моделями, имитирующими натурный эксперимент;
– проведение компьютерных тестов в ходе диагностического, промежуточного или итогового контроля.
Отметим направления использования средств ИКТ в учебном процессе, специфичные для уроков математики:
– возможности для конструирования: наличие специальных пакетов программ (MathCad, CorelDraw и т. п.), которые позволяют выполнять сложные стереометрические построения и вычисления, делая их более наглядными и понятными;
– тренажёры для решения задач определённого типа (решение рациональных и тригонометрических уравнений, и т. п.). В этом случае учащиеся индивидуально или в группе работают с какой-то программной средой с целью отработки навыка в решении данного типа задач;
– возможности для выполнения расчётных операций, в ходе которых осуществляется количественный анализ какого-либо процесса. Например, найти приближённое решение любого трансцендентного уравнения с любой степенью точности или вычислить площадь криволинейной трапеции, найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке и т.д.
Исследователи, занимающиеся вопросами применения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе на уроках математики отмечают, что дидактические возможности средств ИКТ позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Учителя получают следующие возможности для активизации деятельности:
- Владея информационно-коммуникационными технологиями, учитель имеет возможность создавать, тиражировать и хранить дидактические материалы к уроку (проверочные работы, раздаточный и иллюстративный материал). В зависимости от уровня класса, поставленных перед уроком задач единожды набранный вариант заданий может быстро модифицироваться (дополняться, сжиматься). Кроме того, распечатанные дидактические материалы выглядят более эстетично.
- Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку. Через поисковые системы находятся и художественные, и литературоведческие тексты, биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации.
- Материалы, найденные или разработанные с помощью информационно-коммуникационных технологий, удобно использовать для оформления кабинета (фото-экскурсии, иллюстрации, портреты писателей) и для анализа, и систематизации отобранной информации, хранения разработанных учебных материалов (создание своей методической папки в компьютерном классе).
- С появлением мультимедийных материалов (вместе с новыми компьютерными классами) открылась возможность включения в урок фрагментов видео-лекций.
Мультимедийные технологии открывают возможности преподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив им возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.
Список использованной литературы:
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / – М.: Издательский Дом Амонашвили, 2005. — 496 с.
- Анциферов Л. М. Задания по физике с применением программируемых микрокалькуляторов / — М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
Научный руководитель: доц. Айбазова А.К.
©Эбзеева В.З., 2018г.
Свежие комментарии