ФГБОУ ВО Карачаево-Черкесский государственный университет им.У.Д.Алиева

 

Обратимся к современным исследованиям в области информационных и коммуникационных технологий. Стремительное развитие ИКТ, характерное для конца XX века и начала XXI, приводит к значительной перестройке современного общества, открывая новые возможности для прогресса, находящего свое отражение в сфере образования, в процессе ее информатизации. В этой связи многие исследования посвящаются выявлению особенностей педагогической науки в условиях использования информационных и коммуникационных технологий. В этих работах рассматриваются проблемы совершенствования образования в связи с применением средств ИКТ; исследуются условия изменения образовательного процесса в направлении демократизации, открытости и модификации взаимодействия между участниками образовательного процесса, а также развития дидактических принципов обучения, осуществляемого в условиях использования средств ИКТ. Особое внимание в данных исследованиях уделяется различным возможностям ИКТ: интерактивности, незамедлительной обратной связи между пользователем и технологией; компьютерной визуализации информации об исследуемых объектах или закономерностях процессов, явлений; использованию больших объемов информации с возможностью ее передачи; легкого доступа и обращения к информационному ресурсу; автоматизации процессов вычислительной, информационно- поисковой деятельности; обработки результатов демонстрационных и лабораторных экспериментов.

И. И. Раскина  приводит следующие определения понятий «технология», «информационная технология».

«Технология есть способ освоения человеком материального мира посредством социально организуемой деятельности, которая включает три компонента: информационный, материальный, социальный» [5].

«Информационная технология есть способ осознанной организации информационных процессов, имеющий целенаправленный характер, удовлетворяющий конкретным потребностям пользователя и подчиняющийся общим закономерностям построения любой технологии» [1].

Согласно И. В. Роберт, под средствами информационных и коммуникационных технологий следует понимать программные, программно- аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе средств микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, продуцированию, передаче, использованию информации, возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе и глобальных).

К средствам ИКТ на современном этапе развития педагогической науки и практики относят: компьютеры; локальные вычислительные сети; современные средства связи всех видов, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей, как на локальном, так и глобальном уровнях; устройства ввода- вывода информации всех видов; средства и устройства манипулирования и транслирования текстовой, графической, аудиовизуальной информации; средства архивного хранения информации; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; системы компьютерной графики и анимации; системы представления и использования цифровой аудиовизуальной информации; программные системы и комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, инструментальные .пакетьь/разработки прикладного программного обеспечения); системы искусственного интеллекта; инструментальные и прикладные средства и системы, реализующие потенциал технологий: мультимедиа, телекоммуникации, виртуальная реальность.

Под средствами информатизации и коммуникации образовательного назначения понимают средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно- техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их психолого- педагогически значимого использования.

К областям применения информационных и коммуникационных технологий образовательного назначения относятся:

—    организация различной учебной работы по получению, обработке, хранению, передаче учебной информации для реализации информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса;

—    осуществление имитации и моделирования различных, поддающихся описанию операций для создания учебных тренажёров;

—    разработка виртуальных миров;

—    автоматизация процессов формирования, проверки и контроля.

Средства ИКТ образовательного назначения включают в себя

разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся. Использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

  1. Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности.
  2. Выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области.
  3. Выработка умений анализа и принятия ^решений в нестандартных проблемных ситуациях.
  4. Развитие способностей к определенным видам деятельности.
  5. Проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов.
  6. Контроль и оценивание результатов.

Применение средств ИКТ в современном образовании основано на реализации большого количества возможностей самих информационных и коммуникационных технологий. В указанных ранее исследованиях отмечается, что наиболее эффективно использование средств ИКТ для достижения следующих педагогически значимых целей: повышение мотивации и создание условий для активизации познавательной сферы учащихся, повышение качества образовательного процесса, совершенствование методики проведения уроков, отслеживания результатов учебно-воспитательного процесса, в целях самообразования и т. д.

В целом ориентация на актуальные потребности личности, общества, государства является важным требованием при построении качественного современного общего образования, способного обеспечить достижение новых образовательных результатов, отвечающих вызовам XXI века. При этом важно заметить, что сегодня качество образования связывают не столько с повышением эффективности самого образовательного процесса, внедрением новых инновационных методов и форм обучения, а в большей степени с достигнутыми образовательными результатами. Такая ситуация обусловлена тем, что качество образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и средств обучения, квалификация преподавателей и т. д.) еще не гарантирует качества образования в целом, цели и планируемые результаты образовательного процесса могут не соответствовать потребностям конкретной личности, общества.

«В качестве приоритетов в нынешней школе», – подчеркивает П. И. Пидкасистый [3], – «выступают не программы, не учебные предметы, которые надо пройти, не правила, формулы, даты, события, которые надо запомнить, а ребенок, ученик, его интеллектуальное, духовное, физическое развитие. Эти приоритеты и должны конкретно проявляться в интересе учащихся к знаниям, в их социальной активности, в диагностике их способностей, в создании условий для свободного выбора профессии. В этом и суть личностно-ориентированного обучения».

Рассмотрим, какие объективные изменения, способные работать на повышение качества результатов обучения, происходят в учебном процессе при внедрении средств ИКТ. Изменения, существование которых можно и нужно учитывать в реальной практике:

  1. Изменение характера осуществления- информационной деятельности в предметной среде

Осуществление информационной деятельности происходит в некоторой предметной среде. В условиях информатизации образования рассматривается информационно-коммуникационная предметная среда, как «совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом по сбору, обработке, продуцированию, транслированию, применению информации, знания (в том числе и с распределенным информационным ресурсом глобальной сети Интернет), а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств ИКТ, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью. При этом информационно- коммуникационная среда включает: множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, средства воспроизведения аудиовизуальной информации, а также организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы и информационное взаимодействие».

В информационно-коммуникационной среде обучающийся получает возможность не просто искать, хранить, передавать данные (как раньше), но и появляются возможности манипулирования с информационными объектами. В ходе такой деятельности ученик может влиять на них, преобразовывать их, помещать в некоторые условия, наблюдать реакцию, происходящие изменения – то есть практическая деятельность приближается к работе в мастерских. Самое ценное здесь в том, что школьник имеет возможность изучать фундаментальные основы информатики не абстрактно, не умозрительно, но в процессе практической деятельности, видеть, как они работают, и осознавать их ценность [2].

Таким образом, при внедрении ИКТ в процесс обучения изменяется характер информационной деятельности — ученик получает возможность взаимодействовать с множеством информационных объектов, устанавливать связи между ними, влиять на изучаемые процессы, явления, представленные на экране, используя средства и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, отображения, продуцирования и распространения информации, собственно знания. Данные возможности позволяют создавать условия для всестороннего изучения объекта, во всём многообразии его связей с другими объектами, явлениями, что не может не способствовать повышению качества образовательных результатов.

  1. Изменение структуры предоставления учебного материала и учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Представление учебного материала при традиционном обучении характеризовалось линейной, последовательной или концентрической структурами. В настоящее время в связи с возможностями «незамедлительной обратной связи между пользователем и средствами информатизации и коммуникации; компьютерной визуализации учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуально»; автоматизации процессов вычислительной, информационно- поисковой деятельности, операций по сбору, обработке, передаче, отображению, тиражированию информации, архивного хранения достаточно больших объемов информации с возможностью легкого доступа и обращения пользователя к ней; автоматизации процессов обработки результатов учебного эксперимента (как реально протекающего, так виртуально), его экранного представления с возможностью многократного повторения любого фрагмента или самого эксперимента»  получают широкое распространение электронные издания учебного назначения, распределенные информационные ресурсы локальных и глобальной сетей. При этом в новых средствах обучения учебный материал представляется в виде аудио-видео ряда, на основе реализации возможностей технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа.

Поэтому структура представления учебного материала в отличие от традиционного варианта реализована нелинейно.

Таким образом, становится возможным осуществление выбора самостоятельной «траектории обучения», выбора личностно ориентированного режима учебной деятельности, самостоятельного представления и извлечения знания, осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия с интерактивным источником учебной информации.

  1. Изменение структуры учебного информационного взаимодействия менаду обучающим и обучаемым (обучающимся)

При традиционном обучении основными активными (с точки зрения осуществления обратной связи) участниками учебного информационного взаимодействия являются два компонента: ученик и учитель. С учётом того факта, что цель традиционного обучения понималась как формирование знаний, умений и навыков, то наиболее эффективной схемой взаимодействия учителя и учеников исследователями признавалась субъект-объектная схема, в соответствии с которой активное начало признается за учителем, а роль ведомого, роль объекта управления и потребителя информации отдается ученику. Такая схема позволяла «с наименьшими затратами сообщать определенную сумму сведений, показывать способы действий и учить воспроизводить их в репродуктивном режиме, причем делать это одновременно в отношении достаточно большой группы учеников».

При использовании средств ИКТ появляется новый участник взаимодействия как для учащегося, так и для педагога, в результате чего обратная связь осуществляется между тремя компонентами учебного информационного взаимодействия (учитель – компьютер — ученик). «Роль учителя как единственного источника учебной информации, обладающего возможностью осуществления обратной связи, изменяется. Обучающий уже не тратит время на передачу учебной информации, на сообщение «суммы знаний». Время, затрачиваемое ранее обучающим на пересказ учебных материалов, высвобождается для решения творческих и управленческих задач. Роль обучаемого как «потребителя» фактографической учебной информации или, в лучшем случае, участника проблемно поставленной учебной ситуации также меняется. Он переходит на более сложный путь поиска, выбора (например, по определенным признакам, представленным учителем) информации, ее обработки (возможно в больших объемах за сравнительно малый промежуток времени) и передачи». Другими словами, внедрение средств ИКТ в образовательный процесс приводит к развитию традиционных взаимодействий, ученик из пассивного объекта обучения, потребителя информации становится партнёром учителя, активно участвует в поиске и преобразовании информации. Более того, создаются условия, чтобы ученик не просто следовал заданной учителем цели, а самостоятельно ставил перед собой (и другими учащимися) учебные задачи (проблемы), выдвигал гипотезы, проверял их правильность и формулировал выводы и обобщения.

Таким образом, можно говорить об увеличении доли осознанности освоения и использования информационных и коммуникационных технологий в учебной, производственной и других видах деятельности. Что является, в свою очередь, фактором повышения эффективности образования в целом.

Итак, использование средств ИКТ в образовательном процессе способствует качественным изменениям в учебном процессе, созданию условий для повышения качества образовательных результатов. Такой потенциал обусловлен широким набором дидактических свойств и функций информационных и коммуникационных технологий.

Список использованной литературы:

  1. Архипова, В. В. Коллективная организационная форма учебного процесса [Текст] / В. В. Архипова. – Спб: АОЗТ «Интерес»-изд-во «Дорваль» – изд-во «Эксклюзив», 1995. – 135 с.
  2. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / М. Ю. Бабанский. – М.:Педагогика, 1989. – 560 с.

М.Бабанский, Ю. К. Метод обучения в современной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.

  1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация      процесса    обучения. Общедидактический аспект [Текст] / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1977. -256 с.
  2. Беляев, М. И., Вымятин, В. М., Григорьев, С. Г., Гришкун, В. В., Позднеев, Б. М. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий [Текст] / М. И. Беляев, В. М. Вымятин, С. Г. Григорьев, В. В. Гришкун, Б. М. Позднеев. – Томск: Изд-во Томского универ-ситета, 2002. – С.86-88.
  3. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии [Текст] / В. П. Беспалько. – М.: ИПО МО Россия, 1995. – 336 с.
  4. Беспалько, В. П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагог третьего тысячелетия) [Текст] / В.П. Беспалько. — М., 2002. – 225 с.

©Эбзеева В.З., 2018г.

Научный руководитель: доц. Айбазова А.К.