КЧГУ им. У.Д.  Алиева

Анализ ряда исследований, посвящённых вопросам модернизации российского образования и обеспечению инновационного развития общества (А.И. Гретченко, Б.С. Гершунский) показал, что одной из главных проблем является проблема  подготовки, образования и формирования людей, способных обеспечить переход  российской экономики на инновационный путь развития. Необходимы профессионалы-инициаторы инновационных процессов. Инновации в образовании и науке объявлены ключевым условием подъема качества образования. Как отмечает Э.А. Манушин, «до сих пор острой проблемой вузовского образования остается несоответствие уровня и качества подготовки специалистов требованиям инновационной экономики. Именно такое соответствие должно в первую очередь определять качество образования, предоставляемого системой образования (и не только высшего)» [3,с.11].

Задача формирования инновационной культуры у будущих педагогов является одним из актуальных направлений психолого-педагогических исследований. Ведь именно инновационная культура будет способствовать развитию инновационного общества в России. Одним из условий эффективной инновационной деятельности в образовательной сфере является сформированность инновационной культуры педагога.

Изменение содержания образования требует от учителя постоянного поиска новых форм и технологий обучения, а также форм и технологий профессионального самообразования.

Активная модернизация системы образования, способствовала актуализации проблемы формирования инновационной культуры педагога. Проявляется прямо пропорциональная зависимость между уровнем инновационной культуры и эффективностью реализации профессиональной деятельности. Инновационная культура педагога выступает в роли обязательной составляющей профессионального мастерства. В современном обществе  повышение качества образования является одним из ведущих приоритетов. В связи с этим всё актуальнее становится вопрос  об эффективности педагогических инноваций. Определяющая роль в этом отводится личности педагога. Неотъемлемой частью инновационной культуры является уровень общей культуры учителя, готовность к педагогическому поиску.

В условиях большой инновационной свободы особое значение приобретают профессионально-личностные качества, совокупность которых образует инновационную культуру педагога.

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности каждой школы. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создаёт основу конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту обучающихся.

Инновационный подход в обучении распространяется на содержание образования, методы преподавания и формы контроля качества обучения.

В целом под инновационной культурой понимают исторически сложившуюся, устойчивую систему норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерную для данной социокультурной общности. Она определяет собой исторически адаптированную в конкретном социуме структуру моделей и алгоритмов инновационных действий, и играет роль социокультурного механизма регуляции инновационного поведения социальных субъектов. Таким образом, инновационная культура может рассматриваться как комплексный социальный феномен, органически объединяющий вопросы науки, образования, культуры с социальной и, прежде всего с профессиональной  практикой в различных сферах сообщества. Владение педагогом инновационной культурой, глубокими знаниями и умениями во многом определяют его действия, поведение и в целом жизнь, обеспечивая ему относительную успешность в личностно- профессиональном развитии [1].

На наш взгляд, инновационная культура педагога – это область духовной жизни, отражающая ценностную ориентацию, закрепленную в мотивах, знаниях, образцах и нормах поведения, обеспечивающих восприимчивость новых идей, способность к реализации нововведений в профессиональной деятельности, а также – система освоенных личностью педагогических средств, обеспечивающих инновационный способ деятельности, системообразующим элементом которой являются ценности инновационного плана.

Инновационная культура педагога определяется содержанием его профессиональной деятельности, предполагающей включение в процесс по созданию, освоению и использованию педагогических инноваций в практике обучения и воспитания, создания инновационной среды и системы взаимодействия с социумом [2,с.138].

Инновационная культура педагога имеет следующие взаимосвязанные компоненты: аксиологический, инновационно-технологический, кооперативно-деятельностный, коммуникативный, личностно-творческий.

Аксиологический компонент инновационной культуры  педагога- это совокупность педагогических ценностей: обновляющихся профессионально значимых знаний, представлений, убеждений педагога. Обновление педагогических ценностей является условием и результатом инновационно-педагогической деятельности. Педагогические ценности могут существовать на трёх основных уровнях: социально-педагогическом, профессионально-групповом и индивидуально-личностном.

Инновационно-технологический компонент объединяет способы инновационно-педагогической деятельности, обеспечивающие решение задач управления инновациями и самоуправления инновационно-педагогической деятельностью.

Кооперативно-деятельностный компонент отражает культуру сотрудничества педагогов в совместной инновационной деятельности

Коммуникативный компонент определяет культуру участия  педагога в информационном обмене.

Личностно-творческий компонент обеспечивает интерпретацию педагогических новшеств в индивидуальной педагогической деятельности учителя: создание собственного инновационного опыта, адаптацию заимствованного опыта к конкретным условиям, профессионально-личностную самореализацию учителя (воспитателя) в инновационной деятельности, учёт потребностей и возможностей учащихся и т. д.[4].

Выделенные компоненты инновационной культуры  педагога охватывают аспекты овладения специалистом новыми педагогическими ценностями, новыми для него технологиями педагогической деятельности, способами профессионального взаимодействия в новых условиях, новым уровнем участия в информационном обмене и новыми возможностями профессионально-творческой    самореализации.    Совокупность    этих    аспектов    отражает современную систему требований к  педагогу-инноватору.  Недооценивание или недостаточная сформированность любого из компонентов инновационной культуры неизбежно сказывается на других компонентах и в конечном итоге снижает эффективность инновационно-педагогической деятельности.

 

Литература:

 

  1. Григорьева С.Г. Формирование инновационной культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки: Автореферат дис. док.пед. наук. – М.,2011.

 

  1. Кучергина О.В. Формирование инновационной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения. Ярославский педагогический вестник.2013.№1.ТомII (Психолого-педагогические науки).с. 138.
  2. Манушин Э.А. Проблемы и перспективы инновационного развития российского высшего образования// Педагогика 2013.№ 4. с. 3-12
  3. Рысаков И.А.. Инновационная культура учителя (воспитателя) как основа инновационного процесса в образовательной сфере.URL:http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/innovacionnaya-kultura-uchitelya-vospitatelya-kak-osnova-1