КЧГУ им.У.Д. Алиева, г.Карачаевск

Развитие общества и уровень производственных сил требуют внимания к обучения и воспитания. научных идей в практику успешно осуществляется при условии, если владеет переводить учащегося из деятельного в деятельный, информацию, чтобы она была для школьников и для сильных; включать всех в познавательную деятельность; обеспечивать встречное учиться и познавать; здоровый на каждом уроке, обратную связь.

Проблема интереса у младших школьников — одна из для школы. Педагогической доказана теоретической этой проблемы и её обучения.

Актуальность этой можно тем, что методика и обучения все стали к личности обучающегося. обучения и стала все глубоко разрабатывать как человека, как в нем общественную личность творца, нового общества. В чем же то особо важное и для личности, что содержит в себе познавательный интерес?

Познавательный – это избирательная направленность на и характер, в той или иной области знаний. В обучения интерес выражен школьника к учению; к познанию деятельности в одного или ряда предметов. формирования познавательных младших школьников – одна из важнейших задач современной школы. Как известно, познавательный формируется при сочетании эмоционального и в обучении.

Формирование интереса – широкой проблемы всесторонне личности. необходимость формирования интереса в имеет социальное, педагогическое и значения.

путей оптимизации обучения с теоретических позиций. на разнообразие подходов к этой проблемы, цель этих едина. Она с разработкой активизации возможностей учащихся.

Если эту более конкретно, то ее можно так: быть путь, с помощью можно, полноценного усвоения учащимися программы, формирование их познавательных возможностей, не при этом перегрузки. эта наиболее остро стоит школой. школа найти пути ее решения.

Все вышесказанное обуславливает выбранной темы: «Элементы экономики на уроках математики как эффективное средство формирования у младших школьников познавательного интереса».

Объектом исследования процесс математике младших школьников.

Предмет исследования – экономики, на формирование познавательного младших на математики.

Цель исследования: задания с содержанием, которые способствовать формированию интереса у школьников на математики и их эффективность.

Гипотеза:       формирование познавательного младших школьников протекать успешно, если на математики задания с содержанием:

  • задания с творческого потенциала школьников (воображения, фантазии);
  • задания, в себя факты, неизвестные явления, и закономерности;
  • задания, раскрывать явлений.

Для цели и гипотезы исследования поставлены задачи:

  • раскрыть понятия «познавательный интерес» и определить формирования интереса у младшего школьного возраста;
  • подобрать инструментарий для определения познавательного младших школьников
  • выделить и подобрать по с содержанием, на формирование интереса и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.
  • Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №1 г.Карачаевска, учащиеся 4 «В» в 20 человек

Познавательный  интерес младших школьников мы рассматриваем как один из важнейших мотивов учения, как устойчивая черта личности и как сильное средство обучения.

В качестве критериев сформированности познавательного интереса были выбраны следующие:

1)       когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);

2)       мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

3)       действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка)

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательных интересов у младших школьников: низкий, средний и высокий.

Эксперимент состоял из трех этапов:

  1. Констатирующий этап.
  2. Формирующий этап.

III.     Контрольный этап.

На констатирующем этапе эксперимента осуществлялась первичная диагностика уровня сформированности познавательного интереса детей младшего школьного возраста в экспериментальном классе.

На этом этапе проводились занятия, направленные на формирование познавательного интереса детей младшего школьного возраста экспериментального класса. В содержание этих занятий входили задания, связанные с активизацией творческого потенциала школьников (воображения, фантазии), задания, включающие в себя новые факты, неизвестные явления, связи и закономерности, задания, направленные на раскрытие сущности явлений.

На третьем этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательного интереса детей младшего школьного возраста в экспериментальном классе, проведен анализ полученных результатов.

На контрольном этапе использовались те же методы диагностики, что и на констатирующем.

Полученные данные показали, что уровень показателей познавательного интереса у детей экспериментального класса после проведения формирующих занятий стал различным. Уровень развития показателей у детей экспериментального класса стал значительно выше.

Сравнение результатов уровня сформированности познавательного интереса в отношении когнитивного критерия (познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность) познавательного интереса внутри класса, до проведения формирующего эксперимента и после

проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы.

В экспериментальном классе проводились занятия с использованием заданий с экономическим содержанием по математике, направленных на формирование познавательного интереса, произошли существенные изменения в уровне развития когнитивной сферы познавательной активности. Низкий уровень развития познавательных интересов с 25% детей (5 чел.) уменьшился до 1 чел. детей (5%), средний уровень уменьшился с 65% детей (13 чел.) до 35% детей (7 чел.), в то же время высокий уровень развития познавательного интереса вырос с 10% детей (2 чел.) до 60% детей (12 чел.).

Сравнение результатов уровня развития мотивационной сферы познавательного интереса позволяет сделать следующие выводы.

В экспериментальном классе произошли существенные изменения в уровне развития мотивационной сферы познавательного интереса. Низкий уровень развития познавательной активности с 44% детей (5 чел.) уменьшился до 1 чел. детей (7%), средний уровень с 33% детей (13 чел.) до 57% детей (7 чел.), в то же время высокий уровень развития познавательного интереса вырос с 23% детей (2 чел.) до 36% детей (12 чел.).

Сравнение результатов уровня развития познавательного интереса в отношении действенно-практической сферы познавательной активности до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы.

В экспериментальном классе произошли изменения в уровне развития действенно-практической сферы познавательного интереса. Низкий уровень развития познавательного интереса с 25% детей (5 чел.) уменьшился до 1 чел. детей (6%), средний уровень уменьшился с 53% детей (13 чел.) до 34% детей (7 чел.), в то же время высокий уровень вырос с 22% детей (2 чел.) до 70% детей (12 чел.).

Наряду с этим можно отметить и некоторые психологические особенности познавательного интереса, появившиеся у детей экспериментального класса после проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Практически у всех детей явно выросла инициативность в поиске новых способов обращения с предлагаемым объектом. У детей появился момент «обдумывания» – когда ребенок, в определенный момент, исчерпав свои возможности, не уходит из ситуации, не начинает повторять уже сделанные ранее варианты, а берет «таймаут», внимательно вчитывается в задание и пытается найти новое решение.

Полученные нами данные позволяют сделать следующее выводы.

После проведения формирующего этапа уровень сформированности познавательного интереса детей экспериментального класса стал значительно отличаться. Уровень познавательного интереса значительно вырос.

Построение занятий с применением заданий по математике, таких как задания связанные с активизацией творческого потенциала школьников (воображения, фантазии), задания, включающие в себя новые факты, неизвестные явления, связи и закономерности, задания, способствующие раскрывать сущность явлений, с целью поддержания познавательной инициативы ребенка, ведет к формированию его познавательного интереса.

Наиболее адекватными для развития всех компонентов познавательного интереса являются занятия с ситуациями, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия.

К концу эксперимента эмоциональная вовлеченность и инициативность испытуемых выросла в полтора раза, а целенаправленность – более чем в 2 раза.

Результаты показали, что во время контрольного этапа опытно-экспериментальной работы дети проявили больше эмоциональной вовлеченности и инициативности. В экспериментальном классе значительно увеличилось число вопросов. Около половины детей задали от 2 до 4 вопросов. Таким образом, формируясь в процессе продуктивной познавательной деятельности, познавательная активность обнаружила себя и в образном плане, требующем воображения и некоторого отрыва от непосредственной ситуации.

Проведённый эксперимент позволяет заключить, что познавательный интерес имеет свою зону ближайшего развития и формируется под влиянием педагога во время проведения занятия с использованием выделенных нами заданий.

Таким образом, используя задания связанные с активизацией творческого потенциала школьников (воображения, фантазии), задания, включающие в себя новые факты, неизвестные явления, связи и закономерности, задания, способствующие раскрывать сущность явлений, на занятиях в начальной школе, можно целенаправленно развивать познавательный интерес у детей младшего школьного возраста.

Итак, результаты исследования убеждают в значимости предложенных нами заданий в качестве средства формирования познавательного интереса младших школьников. Таким образом, оценка результатов свидетельствует о том, что разработанные задания для формирования познавательного интереса младших школьников являются эффективными.

В ходе целенаправленной работы по внедрению заданий по математике, направленных на формирование познавательного интереса, в процесс обучения на уроках у большинства учащихся отмечен рост познавательной активности, расширение и углубление познавательного интереса, желание и способности учиться. Появилось внимание школьников к своим особенностям, способностям, повысилась успеваемость, улучшилось их эмоциональное состояние.

Улучшению результатов способствовало внедрение в процесс обучения заданий, связанных с активизацией творческого потенциала школьников (воображения, фантазии), заданий, включающих в себя новые факты, неизвестные явления, связи и закономерности, и заданий, способствующих раскрывать сущность явлений.

Отбор математического материала осуществлялся на основе существенных признаков рассматриваемого понятия. Занятия строились таким образом, чтобы разные аспекты знаний получали логически последовательное развитие.

Экспериментально доказано, что такие элементы познавательного интереса, как стремление преодолевать трудности при выполнении заданий, поиск путей решения заданий, концентрация внимания на объекте деятельности, увлеченность, активность, самостоятельность при применении игровых методик в процессе обучения формируются гораздо быстрее.

Обучающая роль предложенных нами заданий, заключается в том, что позволяет в любой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие в процессе выполнения задач, способствуют предупреждению перегрузки, обеспечивают коммуникативные и интеллектуальные умения.

Школьник становился активным, заинтересованным, мотивы учебной деятельности делались значимыми для детей.

Таким образом, анализ полученных результатов достоверно показывает, что занятия с использованием заданий с экономическим содержанием, направленных на формирование познавательного интереса, разработанные нами, являются эффективным средством формирования познавательного интереса младших школьников.

Научный руководитель Джанибекова Фатима Ожаевна