ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева», г.Карачаевск, РФ

Е-mail: erkenova.kalina@mail.ru 

 

Рассмотрим использование дидактических возможностей средств ИКТ для развития непосредственного взаимодействия учителя с учеником в условиях компьютерного урока информатики, а также для трехстороннего общения в системе «учитель – компьютер – ученик».

Взаимодействие «учитель ученик», наиболее важное в субъект- субъектной схеме общения, на уроке с применением средств ИКТ, существенно изменяется. Ученик всё больше воспринимает учителя не только как источник информации, но и как помощника, который направляет, планирует познавательную деятельность. Применение средств ИКТ позволяет частично снять с учителя функции по сообщению знаний, отработке умений и навыков, контролю. Это способствует высвобождению времени педагога для оказания консультирования, непосредственного общения с учеником.

В общении с каждым учитель может продиагностировать уровень учебных достижений, определить трудности и пробелы, наметить пути дальнейшего развития, составить индивидуальную систему заданий. В таком диалоге необходимо избегать чётких прямых указаний, а использовать различные подсказки, наводящие вопросы, и, конечно, помощь компьютера.

Рассмотрим, каким образом можно использовать возможности средств ИКТ для организации непосредственного общения с учеником, чтобы

–      с одной стороны, получить информацию о текущем состоянии учащегося, его достижениях и проблемах; проверить успешность оказываемых воздействий;

–      с другой стороны, определить траекторию дальнейшего развития через систему учебных задач[2].

Решение любой задачи по составлению алгоритмов и программ предоставляет учителю значительные возможности для диагностирования и оказания необходимых воздействий. Это связано с тем, что соответствующая деятельность требует от учащихся способностей к предсказанию, прогнозированию ожидаемых результатов, к сравнению полученного и ожидаемого результатов, умения вовремя понять ошибочность рассуждений и вернуться к исходным данным.

Практика показывает: для многих обучаемых, тот факт, что программа запускается и выдаёт результат для некоторых (соответствующим условиям задачи) данных, является конечным этапом работы с программой. Можно смело звать учителя, вводить проверенные данные и получать хорошую оценку. Какое же бывает их удивление, когда учитель применяет свой набор данных (контрольный), и задача не работает. Обида, некрасивые слова в адрес учителя («вы сломали мою программу — до вас всё прекрасно работало!») — лишняя трата времени и сил.

К сожалению, среди некоторых педагогов бытует мнение, что тестирование  заключается в анализе хода решения и правильности полученного результата. При этом ошибка, совершённая школьником в программе, воспринимается негативно. И совсем упускается тот факт, ошибка побуждает школьника к активности, «к той собранности личности, позволяющей ей впадать в акт мысли» [1].

Для того чтобы создать условия для такой активности, необходимо не только рассматривать, но и в организованной беседе с учеником производить разбор решения. При этом важно не скатываться на выяснение отношений, не устраняться от помощи, не перекладывать поиск ошибок на ученика.

Например, учитель сформулировал задачу «Дано трёхзначное число. Определить количество всех различных трёхзначных чисел, которые можно составить из цифр этого числа».

Первое, что проверяется обязательно – работа программы в целом и выполнение требований по формату входных и выходных данных.

Во-первых, что должен сделать учитель, – похвалить, с указанием на конкретные достижения: увидел все случаи получения одного числа, перебрал цифры с записью соответствующего условия для получения трёх и шести чисел. Важно, чтобы ученик видел, за что его хвалят.

Во-вторых, при вводе начать с таких чисел, которые бы действительно подходили к решению задачи. Чтобы перейти к тем числам, которые не учитываются в решении, можно вместе с учеником вслух начать перебирать трёхзначные числа и «случайно» выйти, например, на 110 или 100. Эта непреднамеренность и совместные рассуждения помогут избежать резких негативных эмоций со стороны ученика. Чтобы показать вашу заинтересованность, можно взять это «нехорошее» число 100 и посмотреть вместе с учеником – «где же это оно проскальзывает».

Таким образом, испытание, организованное в виде тестирования программы является с одной стороны, скрытым ресурсом среды программирования для обучения и развития, с другой стороны, умелое применение этого приёма «разгружает» учителя от рутинной работы и не позволит скатиться на выяснения отношений.

Список использованной литературы:

  1. Окулов, С. М. Информатика: Развитие интеллекта школьников [Текст] / С. М. Окулов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 212 с.
  2. Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения [Текст]: учебное пособие для студентов вузов/ А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2006. -335 с.

Эркенова К.Б.,2017г.

 

Научный руководитель: Уртенова А.У.