КЧГУ им.У.Д. Алиева, г.Карачаевск

Специфика дошкольного детства пластичность развития ребенка, гибкость, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность. А также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

Что же входит в познавательное развитие в свете федеральных государственных образовательных стандартов?

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности, интересов детей, и познавательной мотивации; становление сознания, формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвете, форме, материале, размере, ритме, звучании, темпе, количестве, числе, целом и части, времени и пространстве, причинах и следствиях и др.). А так же, о малой родине и Отечестве, представлений о социо-культурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках и традициях, о планете Земля как об общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

С нашей точки зрения, большое значение в интеллектуальном воспитании детей, имеет формирование элементарных математических представлений. Так как способствует развитию у детей мышления, внимания, восприятия, памяти, а так же к умственной деятельности, т.е. к умению обобщать, анализировать, сравнивать и устанавливать причинно – следственные связи.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования уделяется немало внимания одному из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста, а именно развитию познавательного интереса и познавательных способностей дошкольников. От того, насколько они будут развиты у ребенка, зависит успех его обучения в школе. Ребенок, который интересуется чем-то новым, всегда будет стремиться узнавать всё больше что-то новое и интересное. И всё это отразится самым положительным образом на его умственном развитии.

Создание комплекса дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, и правильно организованная игровая деятельность, будет пробуждать у детей интерес к математическим знаниям, совершенствоваться познавательная деятельность.

При разработке комплекса дидактических игр по математике, учитывался наглядно-действенный характер мышления у детей дошкольного возраста, т.е. игры должны оказывать содействие для полноценного всестороннего развития психики ребёнка, его познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, формировать умения и навыки учебной деятельности.

Для использования комплекса дидактических игр были разработаны методические рекомендации, которые помогут организовать игровую деятельность.

Для руководства дидактической игрой требуется большое педагогическое мастерство.

В первую очередь при организации игры в подготовительной группе необходимо учитывать осуществление трех направлений:

–        подготовка к проведению дидактической игры;

–        проведение дидактической игры;

–        анализ дидактической игры.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

–        отбор игры в соответствии с поставленными задачами: обобщение и углубление знаний, активизация психических процессов (внимание, мышление, память, речь), развитие познавательного интереса;

–        определить соответствие отобранной игры с возрастными возможностями детей;

–        определить удобное время для проведения дидактической игры;

–        организовать предметно-пространственную среду для дидактической игры;

–        определить количество действующих игроков (вся группа, подгруппа, индивидуально);

–        подготовить необходимый дидактический материал для выбранной игры;

–        подготовится к игре самому воспитателю: необходимо изучить и осмыслить весь ход игры, методы руководства игрой, свое место в игре;

–        подготовит к игре детей: обогащение знаний, представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимые для решения игровой задачи.

Проведение дидактической игры включает:

–        ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

–        объяснение хода и правил игры, необходимо обратить внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они разрешают, запрещают, предписывают);

–        показ игровых действий (при необходимости), в процессе которого учить детей правильно выполнять действие, в противном случае игра не приведет к нужному результату.

–        подведение итогов игры – это важный момент, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Анализ проведенной игры:

Он направлен на выявление результативности при подготовке и проведения игры, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью поможет варьировать игру, обогащать ее новым материалом, при необходимости усложнить или упростить в последующей работе. Дидактические игры можно включать в непосредственную образовательную деятельность, т.е. в содержание занятий, как одно из средств реализации программных задач.

Разработанный комплекс состоит из 20 дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Особенностью комплекса является соответствие требованиям ФГОС ДО. Игры разнообразны по своему содержанию и соблюдают принцип новизны для детей, что вызывает у дошкольников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение и облегчает процесс усвоения знаний.

Разработаны методические рекомендации по использованию комплекса дидактических игр в образовательном процессе подготовительной группы дошкольного учреждения, которые помогут организовать и реализовать игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Проведена опытно-экспериментальная работа по проверке результативности использования комплекса дидактических игр, которая показала: что регулярное использование дидактических игр по математике, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Научный руководитель Джанибекова Фатима Ожаевна