КЧГУ

Ребенок, который первый раз приходит в школу, любит сказки, загадки, былины, считалки, стихи, но постепенно, как показывают исследования, у него снижается интерес к  чтению  художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания  чтения  в школе. Серьезной причиной отставания школы в решении этого вопроса является научная неразработанность предмета  чтения  – его содержания и методов преподавания.

Главную задачу  чтения  в первом классе, наряду с  обучением  беглому, сознательному  чтению, умению понять и пересказать прочитанное, видим в развитии детей средствами художественной литературы, в воспитании у них потребности к духовному общению с книгой, в  формировании  их художественного вкуса. Основным путем достижения этой задачи является работа над общим развитием учащихся и организация творческого  чтения  специально отобранных художественных произведений, доступных восприятию школьников, максимально влияющих на интеллектуальную и эмоциональную сферы личности. Успехи в постижении произведений искусства трудно отразить в цифрах, т.к. они связаны с перестройкой внутреннего мира человека и не измеряются единицами усвоенных знаний. В первом классе учеников знакомят с лучшими произведениями детской литературы. Учитель формирует у детей элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях, умение ответить на вопросы по прочитанному тексту, пересказывать произведения кратко и близко к тексту, а также запоминать стихи или отдельные отрывки из прозы. Все эти задачи тесно связаны с воспитанием нравственного облика и эстетических чувств детей. Педагогу нужно пробудить у каждого ученика интерес к  чтению, научить правильно обращаться с книжным материалом, постоянному расширению своего кругозора. Нужно добиться, чтобы художественное слово было постоянным спутником детей, звучало в повседневной разговорной речи и в праздничной обстановке, заполняло досуг, участвовало в инсценировках, играх-драматизациях. Поэтому  в   период  обучения   грамоте  большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен понять, что речь рождается из слов, он должен усвоить звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.  Обучение   грамоте  осуществляется в теснейшей связи с работой по развитию речи, по уяснению детьми смысла слова и его звукослоговой структуры. На начальной ступени  обучения   чтению  понимание значения слова отделено от его зрительного восприятия. Ребенок, зрительно восприняв слово, произносит его и как бы повторно воспринимает на слух. Только после этого он осознает значение слова, если оно прочитано и знакомо ему. Поэтому начинающий читать часто делает неправильное ударение в словах. Ему трудно объединить отдельные слоги в целое слово. Этому мешает медленный темп  чтения . Ребенок часто забывает прочитанные слоги и снова возвращается к ним. Поэтому на первых порах для  чтения  даются знакомые детям двухсложные слова, в этом случае ребенку легче связать части слова в целое.  Тем  самым вырабатывается  навык  сознательности  чтения .

В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных представлений, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов. Направленность общего развития ребенка обусловлена характером обучения. Обучение должно вести за собой развитие.
Особо важное значение для развития младших школьников имеет рациональная постановка преподавания  чтения. Наряду с чувственной формой познания  чтение  в   период  начального  обучения  является одним из главных средств открытия мира. Станет ли  чтение  мощным средством обогащения личного и социального опыта ребенка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в  чтении  книг, зависит от условий  обучения , направленных на  формирование  личности и основ читательской культуры.
В настоящее время в психологии и педагогике ведутся поиски рациональных путей приобщения младших школьников к  чтению  художественной литературы ставится проблема усиления влияния художественной литературы на  формирование личности школьника. В решении этого вопроса наметились два основных направления. Сторонники одного направления предполагают, что можно сократить путь, ведущий школьников к пониманию художественного произведения как искусства с помощью  формирования  у них теоретического мышления. При этом всю систему  обучения необходимо переориентировать с  формирования  у детей рассудочно-эмпирического мышления на развитие у них научно-теоретического мышления. Если ученики уже в младших классах приобретут способность оперировать теоретическими знаниями, то  тем  самым они окажутся подготовленными к дальнейшему длительному пути изучения основ наук. Также не следует у детей в процессе преподавания литературы в младших классах затягивать «кризис» преодоления наивного реализма, связанного с эмпирическим мышлением. Чем быстрее этот тип мышления и восприятия литературы будет разрушен,  тем  лучше.

Чтение — это вид речевой деятельности. Что же именно вытекает из этого определения?

Во-первых, если чтение — это деятельность речевая, а речь — это вид человеческого общения, причем самый основной вид, которым владеет в полной мере только человек разумный, то значит чтение — это тоже вид человеческого общения. Отсюда встают два вопроса: а) чтение — это общение кого с кем? б) в чем специфика чтения-общения, поскольку чтение, как сказано в первом, основном, определении, — это не речь, а вид речевой деятельности, т.е. что-то особое, хотя и речь? Попробуем ответить на каждый из этих вопросов. С помощью любого вида речи общаются собеседники. Один из них говорит, другой — слушает, запоминает сказанное, понимает его смысл (или переспрашивает собеседника, если не понял), эмоционально реагирует на то, что слышит, т.е. переживает смысл чужой речи, наконец, оценивает для себя, полезно ему общение или нет, хочет он слушать собеседника дальше или не хочет. При этом в процессе речевого общения всегда участвуют только двое. Даже если собеседников много, допустим, целая аудитория слушателей, то говорящий-то при этом всегда один! И каждый слушатель в отдельности либо вступает с этим говорящим в речевое общение, либо не реагирует на речь того, кто говорит, и тогда собеседником вообще не является.

В первоначальном обучении детей родному языку К.Д. Ушинский видел три цели. Первая — развивать дар слова, т.е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Третья цель — практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения — придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др. Все три цели должны осуществляться одновременно.
Знакомство с  чтением  хорошо начинать с того момента, когда дети усвоят понятие о звуке как простейшем элементе слога и слова, научатся воспринимать (слышать, различать) звук в любом положении его в слове, устанавливать последовательность звуков в словах и слогах, сливать звуки в слоги и слова. С термином «звук» детей знакомят на примере окружающих предметов и явлений. Детям дают общее представление о звуке как о явлении, которое рождается определенным способом (голосом человека, ударом колокола, свистом ветра, шумом мотора, движением поезда и т.п.) и может быть воспринято слухом. Одновременно с работой, направленной на знакомство детей с предложением, словом, слогом, на вооружение их первоначальными умениями в звуковом анализе и синтезе, следует проводить и некоторую работу по подготовке детей к письму. Это можно сделать на занятиях рисование, лепкой.

В   период  ознакомления детей с  навыками   чтения  и письма учитель проводит свободное рассказывание детей на предлагаемые им  темы ,  обучение  полным ответам, беседы об увиденном на экскурсии по школе и пришкольному участку, по картинам и т.д., слушание рассказов и сказок с последующей беседой о содержании и пересказом прослушанного, заучивание стихотворений с голоса учителя, логические упражнения, работу с загадками. Принципиально важное значение имеет работа по практическому ознакомлению детей с первоначальными представлениями о таких грамматических понятиях, как предложение, слово, слог, звук, с одновременным усвоением соответствующих терминов. Уроки строятся с учетом возрастных особенностей детей. На уроке обеспечивается частая смена видов занятий при непродолжительности каждого из них: беседа об экскурсии сменяется рассматриванием картины, дальше идет свободное рассказывание детей об их впечатлениях, потом учитель читает рассказ или сказку и т.д. На каждом уроке обязательно присутствует игровой элемент. От урока к уроку происходит усложнение работ при увеличении удельного веса аналитико-синтетических звуковых упражнений. Итак, представленная нами система становления ребенка-читателя в начальной школе гарантирует детям безусловную подготовленность к изучению литературы в средней школе. В предложенной вам практической методике этот комплекс умений базируется на сформированном у детей за годы начального обучения чтению психическом новообразовании или свойстве, которому дали название читательская самостоятельность. Именно читательская самостоятельность является залогом устойчивого спонтанного интереса всех учащихся к миру книг и постоянному чтению книг по собственному выбору, а также объективной оценки детьми своих читательских возможностей и своей читательской подготовки, уровень которой им всем хочется совершенствовать, так как это стремление приносило им в начальной школе удовлетворение и радость.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном  возрасте. – М., 1930.
  2. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. – В кн.: Принцип развития в психологии. – М., 1978.
  3. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.,1976.
  4. Нечкина М.В. Функция художественного образа в историческом процессе. – В кн.: Содружество наук и тайны творчества / Под ред. Б.С. Мейлаха. – Л., 1968.
  5. Никифорова О.И. Развитие восприятия художественной литературы. — Начальная школа, 2001. №2. С. 3-5.
  6. Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. – М., 1975.
  7. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству. – М.: Педагогика, 1982.

 

 

Научный руководитель Биджиева А.А.

Login