КЧГУ

 Современное общество постепенно переходит на новый этап развития – информационный. Процесс информатизации общества, который подразумевает применение информационных и коммуникационных технологий во всех сферах науки и производства, затрагивает и образование на всех его ступенях. Информатизация образования – это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания (Роберт И.В.). В условиях информатизации образования особую актуальность приобретает развитие интеллектуальных возможностей обучающегося, умения самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, передаче, продуцированию учебной информации. Чем раньше у обучаемых будут выработаны эти общеучебные качества, тем успешнее будет осуществляться их дальнейшее обучение.

Актуальная значимость данной темы бакалаврской работы заключается в том, что информационная компетентность все более определяет уровень образованности школьников. Бесспорным является утверждение о начале перехода человеческой цивилизации в новое качественное состояние (“постиндустриальная”, или “информационная”, культура приходит на смену “индустриальной”). Каждой стадии развития общества соответствуют свои форма и содержание процесса обучения новых поколений, передачи им накопленных знаний, навыков, традиций.

Слово «интерактив» происходит от английского «interact»: «inter» — «взаимный», «act» — действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, каждого ученика с любым другим учеником, например, посредством выполнения интерактивных заданий на интерактивной доске. Встраивание интерактивных заданий в сценарий урока делает его более интересным и динамичным, повышает учебно-познавательную активность учащихся.

Интерактивные задания — предполагают какую-либо деятельность «на заданную тему» непосредственно с объектами на экране – перетаскивание, кликание, расстановка и т.д., по заданным параметрам задания. Времени на выполнение или поиск решения в рамках одного задания не должно уходить много – место этого Цифрового образовательного ресурса, прежде всего, первичное закрепление только что изученного, повторение, иногда – актуализация знаний перед объяснением нового.

Таким образом, интерактивные задания-тренажёры для самостоятельной работы младшего школьника должны иметь интуитивно понятный интерфейс, поддерживать возможность многократного выполнения, поддерживать консультирующую обратную связь и т.д.

Создание интерактивных учебно-методических заданий можно разработать на различных платформах. Проведем обзор основных онлайн-сервисов, предназначенных для создания и публикации дидактических материалов:

  1. Сервис LearningApps (http://learningapps.org) предназначен для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам. В сервисе можно использовать уже готовые шаблоны (заготовки) для создания работы. Тематика разнообразна: от работы с картами до разгадывания кроссвордов и создания карт знаний. Сервис поддерживает несколько языков (русский язык поддерживается на отдельных шаблонах при заполнении контента). Чтобы работать на этом сервисе, необходимо зарегистрироваться. Есть огромная коллекция работ, на русском языке встречаются только единичные материалы, поэтому можно рассчитывать только на свои работы.
  2. Classtools.net (http://www.classtools.net/) с помощью этого сервиса ученики и преподаватели, могут создавать интерактивные Flash-диаграммы, чтобы к примеру, провести эффективное представление презентаций, различных проектов, диаграмм, докладов и т.д. Так же есть возможность, создать поучительные игры.
  3. BrainFlips (http://www.brainflips.com/) – это онлайн-сервис для создания карточек. С помощью сервиса можно изготовить карточки по предмету преподавания и тут же начать работать с ними. Карты-задания объединяются в колоды. В карточку можно добавить видео, аудио или фото для того, чтобы включить все каналы восприятия информации. Также можно пользоваться карточками других участников сервиса. Формат пользования карточек выбирается учителем. Сервис предназначен специально для учителей.
  4. FlashcardMachine- это онлайн сервис (http://www.flashcardmachine.com), созданный для подготовки дидактических материалов в игровой форме в виде наборов карточек. Материалы, представленные на карточках в виде текста, картинок, звука, ссылок.
  5. Онлайн сервис JeopardyLabs (http://www.jeopardylabs.com) создан для генерации тематических викторин. Чтобы работать на сервисе не нужно регистрироваться. Только ввести пароль для редактирования. Сервис поддерживает кириллицу. После заполнения данными сервис предложит ссылку для работы с викториной.
  6. Онлайн сервис для генерации пазлов из исходных графических изображений (фотографий) JigsawPlanet (http://www.jigsawplanet.com/). Чтобы работать на этом сервисе, для начало нужно зарегистрироваться. После этого пользователь создает альбом(ы) и загружает тематические изображения, из которых сервис предлагает создать различные по сложности и форме пазлов игры. Созданные работы можно сохранять на страничках сайтов в виде альбомов и как отдельные работы. Можно поделиться работами в социальных сервисах и посредством электронной почты. Работы можно создавать с общим доступом (публичные) – для тех, кто имеет ссылку, и приватные.
  7. Творческий инструмент для 21-го века Wixie (https://www.wixie.com/)

На этом сервисе возможно рисование, добавление изображений и

многое другое. Что дает прекрасную возможность попробовать Wixie (полная версия ориентирована на учебные заведения) и апробировать в практической деятельности. Бесплатная версия не требует регистрации и поддерживает кириллицу. Ученики имеют возможность в Wixie инструментами рисования, менять параметры текста, изображений и встраивание голосовых записей при разработке электронных публикаций и флэш-анимации. Благодаря этому сервису возможна помощи в создании основных навыков работы с информационными технологиями 21 века.

  1. Онлайн сервис для создания дидактических материалов (рабочих листов, головоломок, упражнений, карточек и игр) WordLearner (http://www.wordlearner.com). Чтобы работать на этом сервисе, необходимо зарегистрироваться (как студент, педагог, представитель ОУ). Сервис на английском языке, поддерживает кириллицу. Имеется возможность создавать группы, классы. Регистрировать учеников и вести статистику работы в группе.
  2. Образовательный сайт Zondle (http://www.zondle.com) не только предоставляет бесплатные онлайн дидактические игры для начальной и средней школы, но и предлагает преподавателю проявить творчество, создать увлекательные игры по любому из учебных предметов. Необходимо всего лишь зарегистрироваться в Zondle, выбрать тему и создать список выбранных игр.

Возможны три уровня создания образовательного ресурса:

Создание игры готовому по шаблону: это самый легкий вариант. Преподаватель набирает ряд заданий по конкретной теме. Затем вы можете просмотреть, как ваши задания будут реализовываться в имеющихся на сайте различных играх. Каждая из иконок представляет собой готовую игру. Останавливаете свой выбор на одной из них и вносите коррективы. Игры сохраняются на удалённом сервере.

Создание авторского пакета: Пакет представляет собой последовательность страниц, которые могут содержать текст, изображения, видео, аудио и, конечно, Zondle игры и выбранные предметные темы.

Создание игры с нуля: самостоятельно выбираются персонажи, фон, стационарные объекты, ландшафт. Подбираются звуковые эффекты, а также эффекты анимации и передвижения. И уже под эту игру придумываете задания. Конструктор позволяет создавать игры не только для индивидуальной работы ученика на компьютере, но и использовать большой экран для фронтальной и групповой работы или интерактивную доску. На сайте имеется сообщество учителей, которое обменивается созданными ресурсами. Для начала работы нужно зарегистрироваться, создать материалы, обозначить класс, и начать работать с использованием новых возможностей. Впрочем, вы можете воспользоваться ресурсами даже без регистрации.

  1. Сервис для создания тематических игр онлайн PurpozeGames (http://www.purposegames.com/). Чтобы начать работать на этом сервисе нужна регистрация. Сервис поддерживает кириллицу. Возможны два способа создания игр: Привязывая к точке на изображении вопроса с однозначным ответом. Возможность дать альтернативный ответ. По результатам игры ведется рейтингование.
  2. StudyStack (http://www.studystack.com) – бесплатный онлайн сервис, созданный в 2001 году, предназначенный для организации интерактивного самоконтроля можно выбрать любые другие форматы: кроссворд, игры, тесты и др. Сервис содержит большое количество флэшкарточек. Порядок работы с материалами: это работа с текстом (вопросы и ответы) и работа с графическими изображениями и комментариями к ним. Набрав один раз комплект вопросов и ответов, получаете несколько вариантов для генерации дидактических материалов в игровой форме. Готовые работы легко можно встроить на странички сайтов, блогов, поделиться информацией в социальных сетях. Для начала работы необходимо зарегистрироваться или воспользоваться аккаунтом от Facebook. Сервис поддерживает кириллицу.
  3. CourseLab – это отличное средство для создания интерактивного учебного материала (электронного курса), можно использовать в сети Интернет, в системах дистанционного обучения, на компакт-диске или любом другом носителе.

 

Проанализированы доступные платформы для создания интерактивных заданий, в качестве инструмента для разработки заданий выбран learningapps.org является приложением Web2.0, потому что, сервис довольно прост для самостоятельного освоения, широта возможностей, моментальная проверка правильности выполнения задания, возможность встраивания задания на html-страницу, а также удобство навигации

Цель создания комплекта интерактивных заданий-тренажеров для работы учащихся начальной школы: повторить, закрепить знания.

Содержание заданий соответствует примерной программе по математике для начальной школы. Их можно применять при повторении, при подготовке к итоговой работе по предмету.

Комплект интерактивных заданий для самостоятельной работы учащихся начальной школы, на сегодняшний день, включает 15 заданий, которые можно пройти последовательно (рекомендуется) или выборочно.

Самостоятельная работа с заданиями может быть организована как в классе на уроке математики в процессе реализации практического этапа, так и в домашних условиях (по желанию и возможностям учащихся). Для организации самостоятельной работы в классе необходимо обеспечить каждому учащемуся индивидуальное рабочее место за компьютером, заранее загрузить приложение.

При использовании интерактивных заданий для организации самостоятельной работы учащихся начальной школы учителю необходимо придерживаться следующих основных рекомендаций:

Рекомендация № 1. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы

Рекомендация № 2. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их.

Рекомендация № 3. Учитель должен быть уверен, что применение ИКТ на уроке будет способствовать усвоению материала данного предмета, но не отвлекать учащихся от него.

Рекомендация № 4. Для занятий допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей.

Рекомендация №              5. Важно обеспечить соответствие приёмов использования ИКТ содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. При использовании на уроке информационных технологий структура урока принципиально не меняется.

Кроме того, учитель должен помнить, что разработаны гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:

  • ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
  • лучше работать за компьютером в первой половине дня;
  • комната должна быть хорошо освещена;
  • мебель соответствовать росту ребенка;
  • расстояние от глаз ребенка до монитора – 60 см;
  • периодически делать зарядку для глаз;
  • непосредственное сидение за компьютером перемежать физическими упражнениями.

Апробация комплекта интерактивных заданий была проведена в МКОУ «Гимназии №4» г. Карачаевска в третьем классе на уроках математики.

Занятия проводились в урочное время. Во время исследования были задействованы учащиеся 3 класса, всего в проверке участвовало 28 человек.

Целью апробации была организация самостоятельной работы учащихся начальной школы по освоению отдельных умений по математике.

Главными задачами апробации являлись:

  • Использования интерактивных заданий-тренажеров в учебном процессе на уроках математики.
  • Влияния использования интерактивных заданий-тренажеров на самостоятельную работу учащихся начальной школы.

Эксперимент заключался в следующем: класс делился на уроках математики на две подгруппы; в одной подгруппе на уроке использовались интерактивные задания; в другой нет.

На начальном этапе проводился анализ результативности самостоятельной работы перед экспериментом. Из полученных данных можно сделать выводы, что учащиеся первой подгруппы выполнили самостоятельную работу лучше, чем вторая подгруппа, это очень хорошо можно увидеть на рисунке 16, так же стоит отметить, что в первой подгруппе оценку «2», никто не получил, в отличии от другой подгруппы.

По итогу самостоятельной работы, эксперимент мы решили провести во второй подгруппе.

В течение всего эксперимента, первая подгруппа занималась на уроках математики, как и обычно, вторая подгруппа работала уже с комплектом интерактивных заданий-тренажеров.

Выявлено положительное влияние использования интерактивных заданий на самостоятельную работу учащихся на уроках математики второй подгруппы, это можно увидеть из полученного анализа результативности второй самостоятельной работы.

Из полученных данных, можно увидеть, что оценки такие как «5», «4» второй подгруппы увеличились по сравнению со столбцами первой подгруппы, более того, столбец с оценкой «3» у второй подгруппы почти вдвое уменьшился, по сравнению с анализом первой самостоятельной работай.

По результатам апробации стоит отметить, что эксперимент завершился успешно. Использование интерактивных заданий-тренажеров по освоению отдельных умений по позволяют повысить уровень организации самостоятельной работы по математике, это можно увидеть из полученного анализа результативности второй самостоятельной работы.

Более того, использование различных типов интерактивных заданий направленные на достижение конкретных результатов с помощью широкого использования разных форм наглядности, способствует повышению мотивации учащихся к обучению, что приводит к благоприятной атмосфере на уроке.

Подводя итоги, можно сказать, что практически любой учитель начальных классов при желании может использовать мультимедийные пособия или создать свои электронные презентации (именно по той теме, которая необходима на уроке), а также создавать тесты для своих уроков (именно с теми вопросами, которые необходимы учителю).

Использование ИКТ преображает преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, дает возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учебе. Именно использование современных технологий позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся, а также проверить их знания.

Научный руководитель  – Джанибекова Фатима Ожаевна