КЧГУ

Одним из эффективных средств развития познавательного интереса к учебному предмету наряду с другими методами, используемых на уроке, являются дидактические игры. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более эффективным и продуктивным.

На сегодняшний день встала остро проблема использования дидактических игр как средства развития и повышения познавательного интереса. Известный психолог С.Л. Рубинштейн говорил о том, что интерес школьников к тому или иному учебному предмету зависит от определенных условий обучения, от того на сколько продуманна учителем работа по овладению школьной дисциплины. Учеников привлекает лишь тот предмет, который «хорошо поставлен», где особенно интересно протекает их деятельность.

Проблема изучения развития познавательного интереса к предмету по средствам привлечения дидактических игр, привлекало внимание многих психологов и методистов: Л.С. Выготского, Е.В. Карпову, И.А. Маркову, Д.Б. Эльконина и др.

Актуальность исследования определяется не неразработанностью вопросов игровой деятельности учащихся начальных классов на уроке, а противоречием, состоящим в том, что учителя начальных классов положительно отзываются об игре и признают необходимость введения игры в процесс обучения, как повышения познавательного интереса к предмету. Но не всегда используют дидактическую игру на уроках, не понимают сущности дидактической игры, не разрабатывают системное содержание игр.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и наблюдения в практике в современной начальной школе, в методике проведения дидактических игр имеются недостатки. Наиболее существенными из них являются:

 игра на деле оказывается обычным упражнением с использованием наглядных пособий;

 нет специального содержания;

 не всегда учитываются особенности младшего школьного возраста при выработке правил игры;

 не подводятся итоги игры, в связи с чем, она теряет одно из своих привлекательных свойств – выявление победителя или победителей;

 игра выпадает из общих целей урока, не содействует их реализации;

 дидактические игры на уроке быстро «тускнеют», теряют привлекательность и вместо планируемого учителем оживления интереса у учеников, начинают, наоборот, гасить в них его последние проблески, так как в играх нет тайны, которую должен открыть для себя ребенок.

Смешение дидактических игр и упражнения возникает в связи со смешением учебных задач с игровыми задачами.

Упускается из виду тот факт, что дидактическая игра имеет две задачи: познавательную и игровую, через реализацию которых и достигается цель обучения.

По данным психологов дидактическая игра развивает у детей способность к анализу, синтезу, обобщению, то есть к логическим приемам умственной деятельности.

При правильном использовании игры в дидактических целях – формирование психических процессов, обычно в игре стихийно, с совмещением или пропуском различных этапов, может стать строго поэтапным и контролирующим. Дидактические игры могут способствовать и привитию моральных качеств: честности, правдивости, упорства, чуткости и т.д.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. Тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Таким образом, использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса, выполняя однотипные упражнения, необходимые для формирования вычислительных навыков. В процессе игры у детей формируются обще – учебные умения и навыки, в частности, умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.

Научный руководитель – к.пед.н., доцент Узденова А.А.