КЧГУ

В данной статье анализируются особенности учебной мотивации студентов, способы повышения интереса к обучению с эффективным применением информационно-коммуникационных технологий. Также рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов, и особенности ее формирования и влияния на успеваемость.

В настоящее время уже сложно представить свою жизнь без информационно-коммуникационных технологий. Они вплелись во все сферы жизнедеятельности человека.

Огромное воздействие ИКТ оказывается на образование. За короткий промежуток времени технологии стали неотъемлемой частью учебного процесса, и продолжают стремительно развиваться.

Многочисленные исследования показывают, что ИКТ действительно могут расширить возможности преподавателя и студентов, обеспечить оптимальные условия обучения, развить различные стили преподавания.

Эффективность ИКТ состоит в том, что предлагает обучающимся различные способы доступа к учебным материалам, возможность конструировать и анализировать информацию, взаимодействовать с другими в процессе решения проблем, и возможность  демонстрировать, визуализировать полученные знания [2].

Но эффективность обучения невозможна без соответствующей мотивации. Мотивация обучения – это определенный стимул, набор средств и методов, позволяющий завлечь обучающихся.

В силу того, что большая часть молодежи идет в ногу со временем, хорошо владеет определенными информационными технологиями, порой возникает проблема не соответствия уровня владения ИКТ преподавателя и студентов.

Одним из сильнодействующих мотивов обучения является интерес, реальная причина действий.

Интерес к ИКТ уже присутствует у обучающихся, нужно лишь  грамотно его организовать. Для формирования интереса следует учитывать 3 педагогических закона (по Л.С. Выготскому) [1]:

 

«Первый педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» – Л.С. Выготский (1996).

«Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен» – писал Л.С. Выготский (1996).

«Третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» (Л.С. Выготский, 1996).

ИКТ является отличным средством мотивации. Грамотное использование ИКТ позволит повысить не только мотивацию, но и успеваемость. Важно заинтересовать студентов, показать возможности ИКТ и дать студентам свободу в реализации собственных идей, в рамках учебного курса. Но при этом ИКТ следует рассматривать не как центр учебного процесса, а всего лишь как средство достижения педагогических целей и задач.

Таким образом, можно выделить следующие утверждения влияния ИКТ на успеваемость учащихся:

Воздействие использования ИКТ в образовании трудно измерить количественно.

Воздействие ИКТ на успеваемость учащихся является более позитивным, если оно связано с педагогикой.

Приобретение компетенций, таких как критическое мышление и сотрудничество также считается положительным влиянием ИКТ.

Воздействие ИКТ зависит от типа педагогического применения.

Разграничение понятий «использование ИКТ для обучения» и «оценка воздействия ИКТ».

 

Связь между использованием ИКТ и достижениями студентов действительна только тогда, когда средства измерения сравнимы с помощью преподавания и обучения.

В некоторых исследованиях существует несоответствие между методами, используемыми для оценки влияния ИКТ на успеваемость учащихся и о том, как ИКТ фактически используется на занятии.

Использование ИКТ в учебном процессе должно быть повсеместным. Применять технологии не только во время учебы, объяснении нового материала, но и при выполнении самостоятельных работ, а также оценивания знаний студентов.

ИКТ оказывают положительное влияние на успеваемость учащихся  в смешанных учебных ситуациях.

Учащиеся считают, что ИКТ имеет положительное значение в их обучении.

 

 

Научный руководитель Байрамкулова А.Х