КЧГУ им.У.Д. Алиева, г.Карачаевск

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами:     недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и — что самое главное — отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных       учреждений.       Содержание        познавательно- исследовательской деятельности, накопленное в дошкольной педагогике, рассыпано по многочисленным программам, методическим разработкам, и педагогу надо суметь подобрать из имеющегося множества то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны актуальные интересы детей [5, 29-30].

В целях эффективной работы по развитию познавательной активности детей старшего возраста через экспериментирование нами было изучено большое количество педагогических печатных и электронных ресурсов, изданий, журналов. Сопоставив и обобщив имеющиеся данные, мы составили свою систему занятий, способствующую успешному воспитанию и обучению детей и развитию у них познавательной активности.

Стоит также отметить, что элементы экспериментирования мы включали и в обычную каждодневную работу в дошкольном образовательном учреждении в экспериментальной группе:      в тематически запланированной образовательной деятельности, также мы использовали элементы экспериментирования как развлечение, как деятельность, направленную на развитие мелкой моторики, развитие речи, формирование элементарных математических представлений т. д.

Так, при организации математических занятий мы создавали такие ситуации, при которых детям было необходимо измерять объекты условными мерками: карандашами, лентами и др. В этих образовательных ситуациях для измерения длины растений и распределения их по порядку дети прикладывали карандаши к растениям и измеряли их величину. При сравнении предметов по величине мы использовали игровые ситуации: «Орехи», «Измерь дорожки шагами», «Сложи дощечки», «Сказочные персонажи» и другие.

Так в образовательной ситуации: «Длинный – короткий» целью стало обучение детей подбирать и сравнивать предметы по величине на глаз. Собираясь с детьми на прогулку, мы предложили им сравнить свои шарфики. Ребята отвечали на такие вопросы: «Как вы считаете у кого шарф длиннее? Почему? А как вы это решили? А что нужно сделать, что бы узнать у кого шарф длиннее?» [33, с 104]. Затем ребята высказывали свои предположения и выбирали наиболее эффективный способ проверки гипотезы. В процессе экспериментирования дети активно включались в работу, задавали вопросы, высказывали предположения и проверяли их.

Итак, система занятий по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование была рассчитана нами на пол года с сентября 2015 по февраль 2016 года и включало 10 занятий, каждое из которых длилось 35 минут.

Работа в рамках системы занятий проводилась с экспериментальной группой детей старшего дошкольного два раза в месяц. Упражнения, образовательные ситуации и дидактические игры были подобраны таким образом, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес у детей к образовательной и исследовательской деятельности, чувство общности, с учетом возрастных особенностей детей.

Система занятий разработана с учетом требований:         Закона «Об образовании», ФГОС ДОО, Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10.

Цель системы занятий: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи системы занятий:

–        развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

–        формировать у детей целостную картину мира;

–        поощрять выдвижение гипотез;

–        развивать умение четко и ясно выражать свои мысли, обогащать словарь детей;

–        развивать чувства доверия к себе и окружающим;

–        повышать уверенность в себе;

–        развивать навыки конструктивного взаимодействия и реального общения со сверстниками.

Дидактическое обеспечение понимается нами как совокупность средств, направленных на повышение результативности процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование и включает диагностику образовательного процесса, дидактическое сопровождение воспитателя, дидактическое сопровождение ребенка, учебно-методическая система занятий, учебно-методическую деятельность сообщества преподавателей как команды единомышленников, обеспечивающей функционирование и развитие образовательного процесса через выбор согласованных средств, форм, способов управления [9].

На подготовительном этапе деятельности дидактическое обеспечение системы занятий включало в себя непосредственную разработку конспектов занятий и создание предметно-пространственной среды для организации опытно-экспериментальной деятельности. Нами была создана база для экспериментирования – собраны различные предметы для опытно – исследовательской деятельности (различные емкости для воды, магниты, морские раковины, семена различных растений, гербарии, воздушные шарики, камни и пуговицы различной величины и пр.) (приложение 7), также были нарисованы наглядные таблицы, рисунки, карточки с обучающими ситуациями и моделями.

К обеспечению системы занятий мы отнесли и деятельность педагога- психолога образовательного учреждения, а также других воспитателей, которые способствовали организации занятий, оказывали консультативно-методическую помощь. Для выявления уровня сформированности познавательной активности мы подобрали ряд диагностических методик:

–        Проба на познавательную инициативу (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина) (чтение незавершенной сказки) (Приложение 2);

–        Методика наблюдения за проявлениями познавательной активности (по критериям Г.И. Щукиной) (Приложение 3);

–        Методика «Древо желаний», автор В.С. Юркевич (Приложение 4). Рассмотрим выбранные диагностические методики подробнее:

Методика «Проба на познавательную инициативу» (модифицированная

методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина) (чтение незавершенной сказки) предназначена для выявления уровня сформированности познавательной активности и инициативы.

В процессе диагностики детям зачитывают незнакомую для них сказку и на самом интересном месте прекращают читать. Экспериментатор должен выдержать паузу, после чего отметить – кто из детей проявляет заинтересованность в дальнейшем продолжении чтении сюжета. Целесообразно данную методику проводить индивидуально или в небольших группах, чтобы исследователю понять хочет ли ребенок узнать продолжение или спросить о чем – то.

В качестве критериев оценки можно рассматривать интерес к сказке и наличие инициативы школьника, направленная на то, чтобы педагог дальше продолжил чтение сказки; адекватность высказываний воспитанника, направленное на то, чтобы педагог продолжил чтение.

При оценивании результатов диагностики результаты распределяются по следующим уровням проявления познавательной активности и познавательной инициативы:

–        низкий – ребенок не проявляет интерес к продолжению сказки, вопросов по сказке не задает,

–        средний – ребенок проявляет некоторый интерес к сказке, однако не проявляет инициативы, лишь только после дополнительных вопросов экспериментатора интересуется, чем все-таки закончилась зачитываемая сказка и в дальнейшем с любопытством выслушивает сказку до конца;

–        высокий – ребенок проявляет искренний интерес к прочитанному, активно задает вопросы, настаивает на дальнейшем прочтении сказки.

Рассмотрим метод наблюдения за проявлениями познавательной активности (по критериям Г.И. Щукиной) предназначенный для выявления сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. В качестве критериев выделен когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, действенно-практический компонент. На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей выделяют три уровня сформированности познавательной активности детей: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – стремление к самостоятельности при решении задачи и поиск способов для успешного выполнения заданий. Испытывая трудности при решении отдельных задач, дети старшего дошкольного возраста не утрачивают познавательного интереса к ним, а напротив стремятся ее решить обращаясь за помощью к воспитателю, задают вопросы для конкретизации условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Методика «Древо желаний» (автор В.С. Юркевич) проводится в целях изучения познавательной активности детей с помощью наглядных картинок и создания словесных ситуаций. При организации исследования детям старшего дошкольного возраста дается шесть ситуаций, при которых задаются вопросы относительно их желаний в той или иной ситуаций. Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.

При качественной оценке результатов высокие баллы (3) ставятся в случае стремления ребенка проникнуть в причинно-следственные связи явлений, при этом отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру. Средний балл (2) ставится в случае проявления ребенком потребности в знаниях, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

Низкий балл (1)  –        дети  удовлетворяются односложной информацией,

например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

При отсутствии желаний познавательного характера ребенку не присваивается ни одного балла.

Итак, согласно полученным данным по методике «Проба на познавательную инициативу» мы можем сделать вывод, что низкий уровень познавательного инициативы проявили 55% детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе и 40% детей в контрольной группе. Эти дети не проявляли интереса к чтению сказки, не задавали никаких вопросов по поводу прочитанного. Средний уровень познавательной инициативы продемонстрировали 40% исследуемых старших дошкольников в экспериментальной группе и 60% детей из контрольной (они проявляли интерес к сказке, сами инициативы не проявляли, после дополнительных вопросов спрашивали, чем закончилась сказка, в дальнейшем с интересом выслушивали развязку). Отметим, что среди детей старшего возраста лишь 5% в экспериментальной группе проявили высокий уровень познавательной инициативы – они проявляли выраженный интерес к сказке, сами задавали вопросы, настаивали на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.

Научный руководитель Джанибекова Фатима Ожаевна

Login