КЧГУ им.У.Д. Алиева, г.Карачаевск

В Законе об образовании перед работниками образовательных учреждений поставлены цель, перспективы, задачи и тенденции формирования личности, гражданина России; записано, что основными задачами образовательных учреждений является «развитие активной творческой личности, способной решать насущные проблемы государства, преобразовывать окружающий мир, создавать материальные и духовные ценности и работать над своим самосовершенствованием».

Развитие активности, самостоятельности, инициативы – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

«В реальной жизни учебный процесс развивается так или иначе как целостное, непрерывно изменяющееся и в тоже время сохраняющее свои устойчивые черты педагогическое явление, результат которого во многом зависит именно от характерных черт этого целого», – писал советский дидакт Данилов М.А. (16(. Но и сейчас эта мысль актуальна.

Школа должна воспитывать человека познающего и действующего в любых ситуациях. Поведение ребенка напрямую связано с уровнем развития его мышления. Однако традиционные программы обучения развивают мышление детей хаотично, в них нет определенной закономерности по формированию мышления младших школьников. Учитель формирует мышление школьников в тесной взаимосвязи с решением всех других задач обучения и воспитания. Воспитываются и развиваются не отдельные психические функции, а личность в целом.

Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором необходимых и достаточных компетенций, а сформировать устойчивую потребность в саморазвитии, самообразовании и творческом самосовершенствовании, подготовить к обучению и развитию на последующих образовательных уровнях.

Математика имеет большие возможности для воспитания привычки к строгому мышлению и чёткой, логически совершенной речи. Эти возможности проявляются и при изложении теоретического материала, и при решении задач. Ученик должен показать в своём ответе не только умение запоминать, а умение разобраться в структуре рассуждений, свою способность самостоятельно мыслить.

Поскольку формирование первичных математических представлений не связано с изучением конкретных предме​тов (понятия множества, числа, геометрической фигуры, арифметического действия и др. являются понятиями вы​сокой степени абстрактности и обобщенности), возникает проблема построения для ребенка адекватных моделей изучае​мых понятий. При этом можно с уверенностью утверждать, что словесно-логические формы мышления начинают развиваться на данном этапе как сопровождающие. Их формирование про​исходит через объяснение способов действий с моделями изучаемых объектов. Данный подход как раз и обеспечива​ет формирование и развитие того, что называют математи​ческим мышлением.

Известно, что между системой обучения и ходом умственного развития учащихся существует тесная взаимосвязь, подчиняющаяся определенным закономерностям. Психологическое развитие учащихся начальных классов представляет собой очень сложный, противоречивый процесс, при котором переход на новые, более высокие ступени означает не отрицание предыдущих видов психической деятельности, а их перестройку, совершенствование.  Именно поэтому необходимо оптимально развивать разные виды мыслительной деятельности: и наглядно-образное, и абстрактно-теоретическое, и наглядно-действенное мышления.

По мнению Рубинштейна С.А., сознательное усвоение знания есть продукт мышления, а открытие знаний требует самого мышления. А значит, перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих способностей. Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже (37(.

Большие возможности в развитии школьников заложены в уроках математики. Каждый урок математики  должен быть развивающим: развивающим мышление, внимание, память, наблюдательность, находчивость, инициативу, самостоятельность, настойчивость, четкость, точность и многие другие качества. В решении этих сложных задач предметом особой заботы каждого учителя должно быть применение таких методов обучения, которые бы развивали данные качества личности. В настоящее время компьютерные технологии как раз и являются тем методом обучения.

Успешно работающая образовательная система сегодня обязана создавать условия для формирования мышления (в том числе и математического)  у младших школьников, что способствует в целом развитию интеллекта ребенка, его успешной социализации в обществе, что подтверждает актуальность проблемы исследования.

Уроки с использованием информационно – компьютерных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов – презентаций. Дети ―гуманитарии  выбирают – работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся получают прочные, глубокие знания по предметам, у них формируется стойкий познавательный интерес, развивается умение самостоятельно применять полученные знания на практике.

Использование информационно – компьютерных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Таким образом, применение  ИКТ  в  образовательном  процессе,  позволяет  решать  одну  из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог, соответствует требованиям века грядущего.

Применение компьютера – эффективный метод в развитии интеллектуальных способностей.

Применение в школе компьютерной техники учителями начальных классов поможет сделать школьное преподавание более эффективным.

Описанные в данной работе программы помогут в работе учителям начальных классов разнообразить свои уроки и сделать их более эффективными в развитии познавательных процессов младших школьников.

Исследование существующих систем обучения отразил их опору на теории деятельности. Полученные результаты практического исследования дают основание сделать вывод о том, что применение  уроков по математике способствует развитию у младших школьников способности к обнаружению и постановке проблем, умения высказать свои идеи, слышать мнения других учащихся, доводить дело до конца; развивает гибкость и быстроту математического мышления, уверенность в своих силах; формирует нестандартное мышление, учить мыслить вариативно; повышает общий уровень развития ребенка.

Таким образом, гипотеза о том, что проведение уроков средствами информационных технологий по математике  способствует формированию математического мышления у младших школьников подтверждена.

Однако, в  плане исследования проблемы формирования мышления  требуют дальнейшего изучения вопроса принципов построения программ начального обучения, содержания, форм, методов и приёмов работы.

Научный руководитель Джанибекова Фатима Ожаевна