Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

г. Карачаевск

Федеральный государственный стандарт начального общего образования определяет среди требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования результаты, которые имеют прямое отношение к сущности экономики, как науки и жизненной потребности, однако, урок в школе, чаще всего, обеспечивает лишь косвенное формирование экономических представлений  [1].

А. Л. Журавлев [2] с позиций психологии обосновывает модель исследования экономических представлений младших школьников о бедном и богатом человеке, путем раскрытия сущности и специфики феномена экономической социализации формирующейся личности. Представления о бедных и богатых реальных людях начинают формироваться в раннем возрасте, вместе с системой представлений о других людях и о себе.

Е. В. Голубева [3] утверждает, что формирующиеся экономические представления детей тесно связаны с экономическими представлениями их родителей. Однако важно не только то, какие знания, навыки, установки передаются, но и то, как они передаются, т. е. каков процесс экономического воспитания ребенка.

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать через организацию проектной деятельности, цель которой – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться. Обеспечивающую преемственность в формировании экономической воспитанности посредством ценностного освоения экономической действительности, программу предлагает М. А. Лобанова [4], где в качестве основного используется метод проектов, который, с точки зрения ученого, является наиболее эффективным в решении поставленных задач, результативным, а также доступным возрасту детей, поскольку:

1. Метод проектов нацелен не на применение уже имеющихся знаний, а на приобретение новых, т. е. ориентирован на зону актуального и ближайшего развития.

2. У детей развивается умение планировать результат и добиваться его, приобретается способность рассуждать: осознавать свои интересы, ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия.

3. Совместная работа над проектом обеспечивает накопление опыта взаимодействия детей друг с другом, умение договариваться, принимать чужую 20 точку зрения, откликаться на идеи, выдвинутые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие.

Таким образом, мы предполагаем, что включение детей в проектную деятельность может быть перспективным с точки зрения полноценного формирования экономических представлений. По мнению Л. В. Байбородовой и Л. Н. Серебренникова [5] «проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач:

  • учит применять базовые знания и умения, усвоенные на уроках, для поиска и решения разнообразных социальных, семейных, личных проблем;
  • стимулирует самостоятельную познавательную деятельность детей, когда они ищут способы решения поставленной перед ними проблемы, осваивая новую информацию и новые способы деятельности;
  • позволяет рассмотреть сложные объекты с точки зрения нескольких наук, что стирает границы между школьными предметами, показывает учащимся взаимосвязь между различными явлениями, приближая учебный процесс к реальным жизненным ситуациям;
  • привлекает детей к социально значимой, созидательной и преобразовательной деятельности, которая обеспечивает формирование различных социальных компетентностей, многих личностных качеств, профессиональных интересов» [5].

У каждого проекта есть своя направленность. Она помогает учителю понять, на какие этапы деятельности следует обратить основное внимание в данном проекте и как изменить задачи проекта, чтобы достичь поставленных педагогических целей. Проекты могут выполняться либо индивидуально, либо в группах. Л. В. Байбородова и Л. Н. Серебренников видят ценность выполнения индивидуальных проектов в следующем [5]:

  • у учащегося формируется чувство личной ответственности, поскольку результат работа зависит от него самого;
  • ученик осваивает логику выполнения проекта: от зарождения идеи до представления результата и его оценки;
  • педагог может пронаблюдать за действиями ребенка, отследить его достижения на каждом этапе с точки зрения формирования универсальных учебных действий и целенаправленно регулировать его действия. Групповые проекты также имеют свои преимущества:
  • позволяют формировать коммуникативные учебные действия, навыки сотрудничества, взаимоуважение, взаимопонимание, взаимовыручку, чувство коллективной ответственности;
  • расширяют сферу деятельности детей, обогащают их социальный опыт;
  • позволяют школьникам усваивать материал в совместной инновационной форме его изучения, обсуждения и взаимообучения с выработкой обобщенного, коллективного решения; осваивать элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая особый социальный опыт практической деятельности;
  • предусматривают создание микрогрупп, состав которых на каждом этапе может меняться, что осуществляет распределение заданий между микрогруппами и отдельными учениками; это дает возможность ребенку самоопределиться, делать самостоятельный выбор своей роли, действий, видов деятельности в групповой работе на каждом этапе выполнения проекта, входить в разные микрогруппы, выстраивая свой собственный маршрут и вступая во взаимодействие с разными учениками в зависимости от ситуации;
  • повышают мотивацию за счет возникновения соревнования, сравнения результатов между микрогруппами и учащимися. Проектную деятельность можно представить технологично: определить этапы ее организации, действия детей и педагога на каждом этапе

Проектная деятельность является привлекательной для учащихся, но её воспитательная и образовательная эффективность зависит от правильного понимания сущности проектной деятельности и соответственно – грамотной  организации, реализации ее возможностей в педагогической практике.

Таким образом, мы предполагаем, что метод проектов будет наиболее эффективным средством формирования экономических представлений у младших школьников. Однако, с точки зрения А. Б. Воронцова [6], полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу без подготовки учащихся (специального обучения проектной деятельности) крайне неэффективно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.

Мы разделяем данную точку зрения и под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»). В ходе решения этой задачи происходит качественное самоизменение ребенка или группы детей.

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. Такая задача не относится к какой-либо теме или учебному предмету. Итог решения такой задачи должен рассматриваться в двух аспектах:

1. Созданный учеником или группой учащихся, в ходе решения проектной задачи, «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации с экономическим подтекстом, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «отделен» от самой задачи и использован по другому назначению без потери его эффективности.

2. Прежде всего, должна быть описана проблемная (квазиреальная, модельная) ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.

Таким образом, мы предполагаем, что сформированные у младших школьников при решении проектных задач экономические представления обеспечат достижение определенных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Рассмотрев различные особенности и подходы к формированию экономических представлений, а также, проанализировав возможности проектной деятельности, мы предполагаем, что наиболее приемлемыми для процесса формирования экономических представлений младших школьников будут следующие особенности и подходы:

  • Растворение основ экономических знаний в других учебных дисциплинах. 
    • Содержание учебного материала начальной экономической подготовки должно стать основой для дальнейшего изучения экономики в основной школе. 
    • Метод проектов.

Таким образом, основным направлением формирования экономических представлений будет являться проектная деятельность у младших школьников.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г.
  2. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
  3. Голубева Е.В. Программа развития предпосылок экономического сознания детей из неблагополучных семей // Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта: материалы Междунар. науч. практ. конф. / Таганрогский институт имени А.П. Чехова. – Таганрог, Издатель Ступин С.А., 2015. – С. 39-43.
  4. Боровикова, Т.В. Формирование экономической культуры школьников / Т.В. Боровикова. – Соликамск : СГПИ, 1999.– 264 с.
  5. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
  6. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / под ред. А. Б. Воронцова – М.: Просвещение, 2011 – 149 с.

                       Статья выполнена под руководством

     научного руководителя доц. Батчаевой П.А.-Ю.