В рамках электронного обучающего курса «Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе» представлены: лекционные материалы, практические и тестовые задания, а также материал для самостоятельного изучения. Лекционный материал содержит Основные понятия и определения предметной области, методические аспекты использования информационных технологий в образовательном процессе, информационные технологии в проектной деятельности педагога. А  так же в лекционном материале студенты узнают об основах информатизации общего среднего образования,  критериях и требованиях предъявляемых к  готовности учителей в профессиональном использовании информационных и коммуникационных технологий.

В рамках эксперимента проведен обучающий семинар по знакомству студентов с электронной информационно-образовательной средой университета.

На семинаре будущим педагогам было рассказано о электронной системе «Moodle», где она находится и как в нее зайти. Также проведен краткий обзор функции, которые могут быть полезны обучающимся. После чего началось знакомство с обучающим курсом «Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе». Страница обучающего курса «Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе» в  «Moodle» представлена на рисунке

Страница лекции выглядит следующим образом:

Практические работы представлены в разных форматах:

Для дальнейшего контроля самоорганизации студентов некоторые задания имеют срок сдачи, а в некоторых отключена эта функция.

Семинар, который мы провели со студентами, был наглядный, в нем была дана пошаговая инструкция по работе  в системе «Moodle», после его проведения обучающимся была дана возможность задать свои уточняющие вопросы. Далее студентам было дано итоговое задание по дисциплине, по результатам выполнения которого, будет выставляться оценка. Во время семинара студентам была подробная инструкция по внесению данных, но если во время индивидуальной работы будут возникать затруднения, они могут обращаться к преподавателю, ведущему дисциплину.

Во время выполнения задания у обучающихся возникали технические вопросы и они обращались за консультацией. Так как курс читается с помощью применения электронного обучения, студентам необходимо было выполнить свои работы, сделать их скриншот и подгрузить их в уставленный срок в «Moodle». Так как вся работа в электронной системе построена таким образом, что задание должно быть загружено в установленный срок, об этом мы более подробно говорили выше, все материалы студенты предоставили в срок. Этот фактор демонстрирует улучшения в способностях к самоорганизации. Мы провели анализ итоговых работ студентов, внесенных в «Moodle», важно отметить такой факт, что студенты смогли спланировать план достижения результатов обучения. Чек-листы, которые заполнили наши подопечные в электронной системе говорят о том, что выполнение поставленных задач началось, а те, которые не выполнены поставлены в план выполнения, в нем установлены конкретные временные интервалы на каждую задачу.

Таким образом, проанализировав результаты эксперимента, можно сказать, что благодаря разработанной методике, позволяющей систематизировать планы обучающихся по саморазвитию в области профессиональной деятельности, студенты могут просмотреть четкий план с поставленными сроками, подзадачами, отраженными дефицитами, ресурсами и четко ему следовать. При этом система будет информировать будущего педагога, в том случае, если срок поставленной задачи будет подходить к концу или он не внесет результаты по конкретному этапу развития в электронную систему «Moodle».

Также данный курс прошел экспертную оценку. Экспертами выступали сотрудники педагогического факультета КЧГУ. Преподаватели имеют документы, подтверждающие их квалификацию в области использования дистанционных образовательных технологий. Автором экспертной анкеты является Американский ученый Пауль Бинер из университета Ball State University.

Результаты оценки экспертами соответствия курса и учебных материалов представлены на Рис. 9:

Итак, большинство экспертов (66%) дали отличную оценку соответствую цели курса и учебных материалов.

Таким образом, половина экспертов считают, что цели курса и задания отлично, 33% считают, что хорошо и 17%, что средне соответствуют цели курса и задания в модуле.

Выражая свое мнение по поводу оценки наличия методических рекомендаций, эксперты разделились на три равные группы. 33,3% экспертов считают, что отлично, 33,3% – хорошо и 33,3% – средне.

Структуру электронного обучающего курса эксперты оценили следующим образом, 50% экспертов считает, что электронный обучающий курс  «Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе» структурирован отлично, 50%, считает, что хорошо.

Оценивая доступность изложения материала в данном модуле, эксперты выразили свое мнение следующим образом: 50% говорят о том, что доступность изложения материала отличная, 50% считают, что доступность материала изложения в модуле хорошая.

Оценивая полезность и актуальность внешних ресурсов/ссылок мнение экспертов разделилось следующим образом:

Таким образом, анализируя полученные данные, половина экспертов, считают, что учебный материал отлично будет полезен студентам при изучении данного модуля в электронном обучающем курсе.

Таким образом, 33,3% экспертов считают, что уровень визуализации в электронном обучающем курсе отличный, 33,3% – хороший уровень визуализации, а так же по 17% экспертов оценили уровень визуализации средне и плохо.

Вариативность заданий курса была оценена всеми экспертами на хорошую оценку. 50% экспертов оценили четкость формулировок заданий на хорошо и 50% дали отличную оценку.

Результаты оценки четких критериев оценки заданий в электронном обучающем курсе «Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе» представлены в диаграмме:

Из данных диаграммы следует, что 50% экспертов оценили наличие четких критериев оценки заданий на отлично, 33% дали оценку хорошо, 17% дали оценку средне.

В результате исследования 50% экспертов оценили адекватность системы оценивания деятельности студентов на курсе на отлично, 33,3% преподавателей – экспертов дали оценку хорошо.

Из данной диаграммы следует, что 50% экспертов дали оценку хорошо, 33,3% оценили организацию коммуникативных форм взаимодействия на отлично, 16,7% экспертов – преподавателей дали оценку плохо.

Своевременность оценки творческих работ и письменных заданий эксперты оценили следующим образом:

50% экспертов оценили своевременность оценки творческих и письменных работ на хорошую оценку, 33% – на отличную оценку, плохих оценок не было среди экспертов.

Таким образом, можно сделать вывод, что экспертами была дана положительная оценка содержанию электронного обучающего курса «Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе».

Научный руководитель Джанибекова Фатима Ожаевна