Карачаево-Черкесский государственный университет

г. Карачаевск

Перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование у подрастающего поколения желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжений всей жизни. Справедливо убеждение, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они увлечены процессом обучения. Продуманная среда обучения сама побуждает к исследованию, проявлению инициативы и творчество. Следовательно, тема нашей статьи является актуальной.

Проблема использования алгоритма при решений текстовых задач в начальной школе приобретает все большую актуальность. В связи с этим в начале нашей статьи попытаемся раскрыть смысл основных понятий.

Активизация-это действие по значению гл. активизировать; побуждение к более активной деятельности; действие или состояние по значению гл. активизироваться; результат побуждения к усиленной деятельности, увеличившаяся активность.

Интеллектуальное развитие-это формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным теоритическим, конкретно-историческим, диалектическим в их единстве). Его органической частью является умение подвергать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельные выводы и обобщения, а также речевое развитие: владение и свободное пользование словарным богатством языка. Содержательной стороной интеллектуального развития является общедуховное, включающее в себя определенный объем основных научных знаний о мире и способность философской, конкретно-исторической оценки действительности.

Развитие личности – изменение ее количественных и качественных свойств. Развитие личности -это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта. Различают ряд ступеней в индивидуальном развитии человека: ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой. Историко-эволюционный подход рассматривает взаимодействие между природой, обществом и личностью. В этой схеме биологические свойства личности (например, тип нервной системы, задатки) выступают как безличные предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути становятся результатом этого развития, а общество выступает как условие осуществления деятельности, в ходе которой человек приобщается к миру культуры. Основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, в которой осуществляется усвоение личностью заданных социальных ролей.

Под задачей в начальном курсе математики подразумевается специальный текст, в котором обрисовано некая житейская ситуация, охарактеризованная численными компонентами. Ситуация обязательно содержит определенную зависимость между этими численными компонентами. Таким образом текст задачи можно рассматривать как словесную модель реальной действительности. [1, c 266].

Текстовая задача – это задание по нахождению некоторого результата, в котором (задание) действия по его достижению не указаны, но в условии дана основная часть информаций, необходимой для того, чтобы определить и выполнить нужное действие.

Решить задачу – значит раскрыть связи между данными и искомым, заданные условием задачи, на основе чего выбрать, а затем выполнить арифметические действие и дать ответ на вопрос задачи. [2,c 174].

Алгоритм — набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого результата. В старой трактовке вместо слова «порядок» использовалось слово «последовательность», но по мере развития параллельности в работе компьютеров слово «последовательность» стали заменять более общим словом «порядок». Независимые инструкции могут выполняться в произвольном порядке, параллельно, если это позволяют используемые исполнители. [5]

Методическая наука не дает однозначного ответа на вопрос: «Как научить решать задачи?». В материалах государственных стандартов школы России отмечается, что формирование представлении учащихся натуральном числе и нуле должно происходить в процессе решения практических задач с одновременным приобретение опыта в решении текстовых задач.

Особое значение для развития навыков решения текстовых задач в начальных классах имеют результаты психолого – педагогических исследовании и теоритических изыскании в области построения теории развивающего обучения – Л.С.Выготский, Ж. Пиаже, Л.В Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, П.Я Гальперин, Н.Н Поддъяков, Л.А. Венгер и д р.

Для нас имеют большой интерес работы А. В Белошистой, Н.Б. Истоминой, П.М Эрдниева в исследуемом направлении.

Решение текстовых задач осуществляется поэтапно. К ним относятся:

  • чтение и осмысление текста задачи. При этом предполагается, что ученики понимают значение каждого слова в тексте задачи и мысленно представляют ситуацию изложенную в ней;
  • выявления в тексте задачи условия (известных и неизвестных величин) и вопроса требования;
  • установления связи между данными и между данными и искомыми величинами (между условием и вопросом задачи). И на этой основе умение смоделировать отношение, данные в задаче (перевести ее на язык математических схем, символов и отношений);
  • составление плана решения задачи и выбор арифметического действия для ее решения;
  • записи решения и ответа задачи;
  • работа над задачей после ее решения.

Названные этапы являются этапами, составляющими модель методической деятельности учителя в процессе обучения решению текстовых задач. [4, c. 129-130].

Успех работы над текстовыми задачами зависит от ряда факторов. Самыми важными из являются:

  • сознательное усвоение условия задачи;
  • установление отношений между данными задачи и между данными и искомыми;
  • логический разбор задачи и последовательность выбора действий для решения текстовой задачи;
  • наличие записи решения задачи (в виде развернутого плана, в действии с последующим пояснением, в виде математического выражения);
  • самостоятельность работы учащегося над задачей [4, c 129]

Современный учитель призван не только дать школьникам определенные знания и сформировать умения, но и научить их ду­мать, догадываться и рассуждать, рацио­нально решать те или иные проблемы. Учителю необходимо создать действенные и эффективные условия для развития поз­навательных способностей учащихся, их интеллекта и творческого начала, чему способствует работа с алгоритмами, кото­рая проводится в три этапа.

Этап 1. Составление алгоритма.

Этап2. Освоение алгоритма в ходе хо­ровых и индивидуальных рассуждений о выполнении действий (с опорой и без опо­ры на карточку с описанием алгоритма), индивидуального опроса (по желанию) с отметкой, выставляемой в журнал.

Этап 3. Применение алгоритма.

Одна из основных проблем, которая стоит перед учителем начальных классов, — научить школьников решать задачи. Для ее разрешения можно составить алгоритмы осмысления и решения задачи. Приведем их примеры.

Алгоритм осмысления задачи

  1. Прочитай правильно задачу и поставь логическое ударение.
  2. Представь ситуацию, описанную в задаче.
  3. Разбей задачу на смысловые части.
  4. Переформулируй текст задачи:
  • замени термин содержательным опи­санием или замени содержательное описа­ние терминами;
  • исключи части текста, не влияющие на результат решения;
  • измени порядок слов и предложений, дополни текст пояснениями.

5.Построй модель1.
      Алгоритм решения задачи

  1. Прочитай задачу. Пойми и запомни ее условие и вопрос.
  2. Ответь на вопросы:

Что известно?

Что надо узнать?

Можно ли сформулировать задачу ина­че, проще?

  1. Выполни схематический рисунок (чертеж) к задаче.
  2. Подумай, как можно найти неизвест­ное? Для этого:

а)вспомни нужное правило, формулы;

б) составь план решения задачи.

5)Запиши решение задачи по действиям (с пояснением) или выражением.

6) Проверь решение задачи. Подумай, правдоподобен ли  результат; можно ли составить   и   решить  обратную  задачу; нельзя ли решить задачу другим способом проще.

7)  Сформулируй и запиши ответ задачи.

Данный алгоритм решения задачи включает не все звенья алгоритма деятельности учащихся. Он лишь указывает этапы решения данной проблемы, что позволяет школьникам проявить самостоятельность  и  творческое  отношение  к делу.

При решении задач на движение составляется другой алгоритм деятельности учащихся.

Алгоритм решения задачи на движение

  1. Прочитай текст задачи про себя.
  2. Прочитай текст задачи вслух.

Представь жизненную ситуацию, о которой говорится в задаче.

Ответь на вопросы:

О ком (чем) говорится в задаче?

Что говорится о направлении движе­ния?

Что показывают числа?

Что нужно узнать в задаче?

3.Выполни иллюстрацию к задаче.
Подумай, как обозначить на чертеже: а) путь, расстояние; б) направление движе­ния; в) место встречи? Выполни чертеж.

  1. Повтори задачу по иллюстрации.
  2. Составь план решения задачи.
  • Запиши решение задачи по действиям (с пояснением) или выражением.
  • Проверь ход и результат решения за­дачи. Возможны ли другие результаты ре­шения?

Сформулируй и запиши ответ задачи.

Использование алгоритмов дает педагогу возможность развивать у школьников мыш­ление, внимание, память, формировать умение рассуждать, делать выводы, создавать программы рационального решения той или иной проблемы. При этом воспитываются та­кие личные качества, как упорство и настой­чивость в достижении цели, тренируется во­ля, учащиеся становятся собранными, учатся четко, ясно и кратко выражать свои мысли.

Область применения подобных материалов обширна. Это может быть фрагментарное использование алгоритмов на уроках математики и на интегрированных уроках, организация элективного курса «Развитие интеллектуального потенциала учащихся», внеклассное мероприятие коррекционно-индивидуальная работа с учащимися.

 

Использованные источники

  1. Белошистая А.В Методика обучения математике в начальной школе: курс лекции: учеб. пособие для студентов высш. пед учеб. заведений. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 455с.
  2. Бантова М.А; Бельдюкова Г.В Методика обучения математике в начальной школе – М. : Просвещение 1984
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М; 2004
  4. Истомина Н.Б. проблемы современного урока математики в начальных классах // Начальная школа. 2001. №4
  5. Николаева Н.В Использование алгоритмов при решений задач. // Начальная школа, №8, 2012 с. 32-33
  6. Теоритические и методические основы изучения математики в начальной школе. / А.В. Тихоненко и д.р. – Ростов на Дону : Феникс, 2008. – 349с.
  7. Томас Х. Кормен, Чарльз И. Лейзерсон, Рональд Л. Ривест, Клиффорд Штайн. Алгоритмы: построение и анализ, 3-е издание = Introduction to Algorithms, Third Edition. — М.: «Вильямс», 2013. — 1328 с. — ISBN 978-5-8459-1794-2.