Карачаево-Черкесский государственный университет
имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия
Аннотация. Статья посвящена лексико-семантическому способу исследования группы глаголов разрушительного воздействия на объект. Для современной науки характерен системный подход к изучению объективной действительности. При этом под системой обычно понимается совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.
Ключевые слова: глагольная лексика, система, доминанта, лексико-семантическая группа
Под лексико-семантической группой понимается множество лексико-семантических вариантов, объединенных вокруг доминантного члена с большим или меньшим сходством в значении и упорядоченных отношением прямой и опосредованной производности: семантической или стилистической, эмоционально-экспрессивной, семантико-стилистической, семантико-эмоциональной, экспрессивной, семантико-стилистически-экспрессивной.
Известно, что лексико-семантическая группа является одним из способов существования лексических единиц в парадигматике. В научной литературе не дается какого-либо более или менее четкого и конкретного определения лексико-семантических групп [1].
В результате прямой и опосредованной семантической, стилистической, эмоционально-экспрессивной дериватности лексико-семантическая группа глаголов представляет собой сложное образование, в котором по семантическим и частотным характеристикам вычленяются три основных уровня абстракции:
– доминанта – являющаяся самой абстрактной и частотной единицей;
– стилистически и эмоционально нейтральные единицы;
– периферия лексико-семантических групп, включающая подавляющее большинство ее единиц, для которых характерна информационная насыщенность значения, нередко сочетающаяся с экспрессивной и стилистической коннотацией.
Составляющие исследуемой группы глаголов объединяются в данной статье с учетом принципа инвариантности, предполагающего включение в лексико-семантические группы единиц, связанных определенной семантической общностью в силу соотнесенности с одним и тем же понятием. В данном случае связанных с понятием разрушительного воздействия на объект и функционального, в соответствии с которым в лексико-семантические группы группируются слова одной части речи (глаголы).2
Первым этапом исследования смысловых связей слов в парадигматике является выделение группы глаголов разрушительного воздействия на объект.
Так как в работе используется семантико-лексический способ, то за основу выделения исследуемой лексико-семантической группы глаголов разрушительного воздействия на объект берется понятие, которое отражает свойства, присущие одной и той же области окружающей материальной действительности и имеет в своем содержании определенное количество общих признаков.
Определив характер инвариантного значения, как разрушительного воздействие на объект «break smth», мы можем предположить, что в основе исследуемой лексико-семантической группы глаголов будет 1 доминантный глагол.
Следующим этапом исследования является выделение доминант лексико-семантических групп глаголов разрушительного воздействия на объект, которые должны иметь наиболее емкое значение и которые отражают по возможности в общем виде содержание предполагаемой группы.
В лингвистической литературе существует ряд критериев выделения доминанты лексико-семантических групп. Доминанта должна удовлетворять следующему ряду условий:
– доминанта лексико-семантических групп должна быть или чисто английским словом, или заимствованным, но должна функционировать в языке исторически продолжительный период времени;
– доминанта лексико-семантических групп должна относиться к ядру соответственного лексико-грамматического поля;
– доминанта лексико-семантических групп должна располагать обширной словообразовательной системой;
– при иных равных ситуациях доминанта лексико-семантических групп должна располагать максимальным числом семантических связей и предельной частотностью в ряду родственных слов [3].
Для того чтобы установить первоначальные списки лексико-семантических групп глаголов разрушительного воздействия на объект, использованы словари синонимов, тезаурусы, толковые словари, в которых рассматривались значения глагола «break».
На примере словарей «Webster’s New World Dictionary of Synonyms (1984)» & «Webster’s New Would Thesaurus» показывается, как отбирались глаголы исходного списка группы разрушительного воздействия на объект.
На первом этапе выписывались все синонимы к глаголу Break
I. Break – smash, crash, crush, shatter, crack, split, fracture, splinter.
На следующем этапе рассматривались словарные варианты указанных выше синонимов.
II. smash – crack, shatter, crush, burst, crash, shiver, fracture, break, demolish, destroy, batter, wreck, disrupt, overturn, raze, topple, tumble;114
crash – overturn, upset, break, plunge, pitch, smash, sprawl, tumble, drop,
slip, collapse;
crush – break, smash, powder, pulverize;
shalter – shiver, split, burst.
На третьем этапе отбирались синонимы к новым появившимся глаголам.
III. burst – crack, split, fracture;
shiver – break, weak;
demolish – wreck, devastate;
destroy – ruin, demolish, wreck, break;
wreck – destroy, ruin, smash, break, split, batter;
disrupt – break, fracture, obstruct;
На третьем этапе завершается отбор группы, так как никаких новых глаголов, выражающих понятие разрушительного воздействия на объект, не выявлено.
Итак, отобраны следующие глаголы посредством последовательной трехэтапной работы:
BREAK – smash, crash, crush, shatter, crack, split, fracture, splinter, burst, shiver, demolish, destroy, batter, wreck, disrupt, raze, topple, tumble, overturn, upset, plunge, pitch.
Этот список является исходным для определения доминанты группы глаголов со значением «разрушительного воздействия на объект» [2].
Учитывая вышеупомянутые условия, которым должен соответствовать глагол-доминанта лексико-семантических групп, можно выдвинуть предположение о том, что доминантой группы глаголов со значением «разрушительного воздействия на объект» может являться глагол break, так как он удовлетворяет первому условию: глагол break принадлежит к основному словарному фонду английского языка.
Глагол break является «глаголом конкретного действия и имеет полную парадигму.
Глагол break обладает довольно высокой словообразовательной валентностью: breakable mod, breakage n, breakdown n, break down v, breaker n, breaking n, breakthrough n, breakwater n, break water v, etc.
Выдвинутое предположение о том, что глагол break является доминантой лексико-семантических групп глаголов разрушительного воздействия на объект можно проверить путем выявления семантических связей глаголов разрушительного воздействия на объект.
Литература:
1. Левицкий Ю.А. – Теоретическая грамматика современного английского языка / Ю.А. Левицкий // Учебное пособие.- Пермь: 2004 г.
2. Кашлев С. С. Технология интерактивного обучения./ С. С Кашлев. – Минск : Белорусский верасень, 2005. – 176 с.
3. Лепшокова Е.А. Свойства составных глаголов / Е.А Лепшокова //сборник: Алиевские чтения. Материалы научной сессии. 2020.- С. 136-139.
Свежие комментарии