КЧГУ

Формирование нравственно-целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста является государственной задачей, которая определена в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. № 1155. В нем обучение и воспитание объединены в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Образовательными областями, с которыми связано формирование нравственно-целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста являются:

Социально-коммуникативное развитие, ориентированное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Художественно – эстетическое развитие, которое предполагает ориентацию старших дошкольников на ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др).

Содержание программы дошкольного образования по ФГОС должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Одной из главных задач, поставленных современным обществом перед образованием, является приобщение подрастающего поколения к социально значимым нравственным ценностям. Система нравственно­ценностных ориентаций субъекта является важнейшей характеристикой его личности, определяет содержательную сторону ее направленности и составляет основу мировоззрения и жизненной позиции. Проблема духовно-нравственного воспитания и формирования нравственно – целевых ориентиров приобретает особую актуальность в современной педагогике в связи с динамичным развитием социума, изменением аксиологических приоритетов общественного сознания. Успешное решение её предоставляет многогранные возможности для самопознания и полноценной самореализации человека в условиях постоянно изменяющегося мира.

Современное личностно – ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности. В настоящее время проблема нравственного воспитания детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее общества определяются нравственным здоровьем общества, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Оно является одной из важнейших задач практически всех программ дошкольного образования.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. По словам отечественного педагога И.Ф. Харламова, «формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правили требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение».

На чем же строить воспитание детей? Конечно же, на нравственных ценностях. Приобщение ребенка к ценностям общечеловеческой культуры, выработанными веками, пережившим не одно поколение людей и несущим в себе те нравственные устои, на которые должен ориентироваться в своей жизни каждый человек, являются одним из важнейших условий развития личности ребенка. Качества эти построены на нравственных устоях, поэтому нравственные устои (доброта, честность, милосердие и т.д.) и должны стать опорой педагога. Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе и в отношении к другим людям, к коллективу, к искусству.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по формированию нравственно-целевых ориентиров недостаточно организационно-методического обеспечения в части занятий, в реализации которых были бы задействованы как воспитанники, так и их родители. В обществе принято считать основной базой для нравственного становления, образцов поведения и социальных установок, непосредственно семейные отношения являются приоритетными и ДОУ могут консолидировать свои усилия с родителями воспитанников.

Старший дошкольный возраст – завершающий из периодов дошкольного возраста, когда в психике дошкольника появляются новые образования. Данная произвольность психических процессов таких как: внимания, памяти, восприятия и другие, и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Возникновение произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка старшего дошкольного возраста, когда целью заключительной становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением [28].

Интерес к проблеме формирования нравственно-целевых ориентиров дошкольников существует уже давно, что находит свое отражение в трудах мыслителей эпохи античности и является предметом активных научно­практических изысканий в настоящее время. Не смотря на достаточно большое количество исследований, посвященных проблеме нравственно-целевых ориентиров, в этой области все еще остается множество нерешенных проблем. Но для решения данной проблемы мы считаем необходимым рассмотреть определение понятия «нравственно-целевые ориентиры».

На основе приведенного анализа научно-педагогической литературы нами было сформулировано рабочее определение нравственно – целевых ориентиров. Нравственно-целевые ориентиры представляют собой присвоенные субъектом моральные ценности, определяющие избирательность его отношения, поведения и деятельности. Они выступают в единстве и взаимосвязи когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов.

Моральными ценностями являются: добро; долг и моральный выбор; смысл жизни; совесть; счастье; дружба; любовь; честь; достоинство; патриотизм и гражданственность.

Необходимо отметить, что формирование нравственно-целевых ориентиров является длительным процессом, начинающимся в период дошкольного детства. Формирование нравственных ценностных ориентаций как специально организованный процесс является объективной необходимостью и может осуществляться в старшем дошкольном возрасте на основе психологических механизмов интериоризации, оценки, выбора и экстериоризации, устойчивых общечеловеческих ценностей, имеющих нравственное содержание и доступных для восприятия дошкольников.

Особенности формирования нравственно – целевых ориентиров детей старшего дошкольного возраста отражает модель, включающая совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих цель, задачи, психологические механизмы, педагогические условия и результаты исследуемого процесса.

Для изучения процесса формирования нравственно-целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста нами был использован метод анкетирования. Анкета – это объединенная одним исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно­качественных характеристик объекта и предмета исследования. Изучив, психолого-педагогическую литературу нами были разработаны две анкеты и интервью для детей старшего дошкольного возраста.

Анкета для родителей детей старшего дошкольного возраста состоящая из 11 вопросов, по теме нравственно-целевых ориентиров.

Анкета составлена на примере анкеты для родителей воспитателя дошкольного образовательного учреждения №1 “Ручеек” города Новокузнецк В.Ахматовой .

Данная анкета позволила нам изучить процесс формирования нравственных ценностей в семье. Анкетирование проводилось в первый день исследования.

Анализ результатов анкетирования позволил скорректировать процесс организации всех участников образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста. Значимость анкетирования родители детей старшего дошкольного возраста восприняли достаточно серьезно. В анкетировании участвовали 22 семьи (по два родителя), а именно 44 родителя, из контрольной и экспериментальной групп на вопросы анкетирования ответили 30 родителей. На процесс формирования нравственных качеств у детей, всегда обращают внимание 24% анкетируемых. 16% анкетируемых считают нравственное воспитание основным. 22% анкетируемых считают, что лучшим возрастом для привития навыков честности, правдивости, доброты является младший дошкольный возраст. 13% анкетируемых выявили авторитетом для ребенка родителей. 18% анкетируемых обращают внимание на сопереживание детей старшего дошкольного возраста. 7% анкетируемых согласны с утверждением относительно необходимости формирования нравственных ценностей в дошкольном возрасте.

Ответы родителей на поставленные вопросы указывают, что необходимость организации в дошкольном учреждении работы, направленной формирования на чуткости, отзывчивости, честности. При этом, родители не всегда обращают внимание должное внимание на формирование нравственных качеств у ребенка.

Формирующий этап эксперимента состоял из нескольких частей, таких как: апробация занятий, проведение интервью на двух подгруппах, сравнение результатов исследования. Разработанные нами занятия по формированию нравственно-целевых ориентиров детей старшего дошкольного возраста были апробированы на преддипломной практике. Участниками образовательного процесса являлись: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатель, приглашенные педагоги. Детский сад «Купелек», группа старшего возраста «Буратишки».

Занятия включали в себя понятия как: доброта, справедливость, честность, искренность, верность слову, гуманность, ответственность, чувство собственного достоинства, милосердие, терпимость, скромность.

Темы апробированных нами занятий тесно связаны с нравственностью. Занятия включали в себя сюрпризный момент, чем привлекали детей и не давали отвлечься от темы занятия. У каждого из дошкольников была возможность проявить те или иные нравственные качества. Родители также были включены в образовательный процесс, играя роль определенного персонажа. Дошкольники, как и родители, проявили активную позицию на занятии. Успешным результатам способствовала организация занятия, при которой дети работали в одной сплоченной группе.

Важным фактором, способствующим формирование нравственно­целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. При появлении трудностей дошкольникам была оказана незамедлительная помощь. Дети проявили дисциплинированность, одобрение и заинтересованность, данное отношение значительно облегчило нашу исследовательскую работу. Стоит отметить то, что для усвоения материала во время проведения занятий необходимо следить за грамотностью речи, содержание преподаваемого материала должно соответствовать возрастным и образовательным требованиям. Нам удалось реализовать все поставленные цели и задачи; приобрести практический опыт работы с детским коллективом.

По окончанию эксперимента нами было проведено интервью, с целью выявления уровня нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе эксперимента.

В контрольной группе констатирующего эксперимента нами была прослежена динамика возрастания высокого уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на 14 % и понижение низкого уровня на 15%. Проведение занятий показало положительную динамику в формировании нравственно – целевых ориентиров детей старшего дошкольного возраста. Из интервью нами были выявлены такие результаты как:      прослеживается интерес к социальным явлениям; сформировано знание о Родине; у старших дошкольников выявляются предпосылки для воспитания дружеских и коллективных взаимоотношений, понимают значимость понятия «дружба»; без труда приводят примеры взаимопомощи; отличают хорошее поведение от плохого; приводят примеры положительных и отрицательных сказочных героев из мультфильмов и художественной литературы; понимают смысл слова забота и честность.

Нам удалось показать «современным» родителям всю значимость установки контакта между родителями и детским образовательным учреждением. Занятия с привлечением родителей показали достаточно большую значимость нравственного воспитания и не маловажную роль родителей в процессе обучения. Подводя итоги занятий, нами было обнаружено то, что детям понравилось участие положительных и отрицательных героев на занятии.

Разработанные нами занятия по формированию нравственно – целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста способствовали нравственному воспитанию в условии реализации ФГОС ДО, при условии:

  • в процесс взаимодействия с ребенком будет включена семья как субъект образовательного процесса;
  • организована деятельность, где дети взаимодействуют друг, с другом проявляя нравственные качества;
  • сформировано положительное эмоциональное отношение к социально-полезной деятельности.

Задачи исследования, поставленные нами, реализованы в полной мере, а именно:

  • Изучена и проанализирована литература для определения основных понятий исследования: нравственно-целевые ориентиры: понятие, ценности, факторы формирования, что составило теоретическую часть нашего исследования.
  • Разработаны занятия по формированию нравственно-целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста с привлечением родителей. Занятия были составлены с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
  • Апробированы занятия по формированию нравственно-целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста включив семью, как субъект образовательного процесса. Апробированные занятия позволили выявить положительную динамику в формировании нравственно-целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста

Научный руководитель  – Джанибекова Фатима Ожаевна