Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева,

г. Карачаевск, Россия

 

Работа над содержательной стороной слова является важной задачей речевого развития дошкольников-билингвов. В теории дошкольной педагогики вопросы методики словарной работы представлены достаточно полно, однако, как показывают исследования, многие нерусские дошкольники испытывают затруднения в подборе адекватных лексических средств при построении связного высказывания на русском языке, так как в процессе речевого воспитания не всегда учитываются особенности семантического развития каждого ребенка. В методике развития русской речи широко освещаются вопросы активизации словаря детей старшего дошкольного возраста [3]. При этом проблема осознания дошкольниками-билингвами семантической стороны русского слова и адекватности ее функционирования в русской речевой деятельности (что отражает качественную сторону развития словаря) требует дальнейшего изучения.

Становление системы лексических значений слов русского языка происходит постепенно, не все дети овладевают семантическими единицами и отношениями одинаково успешно. Содержание и методика работы на этапе обучения в старшей группе детского сада разработаны недостаточно, что создает определенные трудности для воспитателей дошкольных учреждений в работе по формированию системы смысловых связей в языковом сознании дошкольников-билингвов.

Актуальность исследования определяется также спецификой возраста: к старшему дошкольному возрасту «основной каркас семантических отношений» складывается почти полностью, представляя собой итог предшествующего семантического развития. Впоследствии этот каркас существенно не меняется, хотя количественное обогащение словаря протекает достаточно интенсивно. Он начинает складываться в дошкольном возрасте, формируется ядро словаря, расширяется семантическое пространство языка.

Многие авторы отмечают большие трудности в выявлении уровня развития семантической стороны речи у детей-дошкольников, вызываемые рядом причин: быстрой утомляемостью детей, неспособностью к вычленению существенных признаков ситуации, несоответствием овладения фонетическим и содержательным планом слов (Д. Палермо, И.Н. Горелов, Т.Н. Наумова, Е.Ю. Протасова). Это еще раз подчеркивает необходимость создания методики, позволяющей адекватным образом диагностировать состояние развития семантики слова в русской речи старших дошкольников-билингвов, а также формировать в их языковом сознании систему семантических единиц и отношений, опираясь на стихийное осознание ими уже сложившихся и функционирующих независимо друг от друга семантических шкал, отражающих постоянную тенденцию, в соответствии с возрастными  особенностями детей старшего дошкольного возраста – сравнивать и противопоставлять предметы, явления и их характеристики.

Проблема развития семантической стороны слова в процессе развития русской речи старших дошкольников тесно соприкасается с тремя взаимосвязанными аспектами: лингвистическим (а также психолингвистическим), психологическим и педагогическим.

Понимание семантической стороны речи рассматривалось во многих педагогических исследованиях, изучавших особенности развития словаря в дошкольном возрасте (Е.И. Тихеева, А.М. Леушина, М.М. Конина, В.И. Логинова и др.). Наша работа примыкает к исследованиям, проведенным под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, которые рассматривали различные аспекты формирования словаря в процессе речевого развития детей среднего и старшего дошкольного возраста

Одной из основных задач речевого развития ребенка-дошкольника является словарная работа. В процессе работы над словом дети усваивают не только его лексическое и грамматическое значение, но и учатся составлять словосочетания, предложения, а затем и связный текст. Одновременно с этим должно развиваться умение сознательно выбирать из словарного запаса те языковые средства, которые наиболее точно отражают замысел говорящего и делают высказывание не только грамматически правильным, но и выразительным [2].

Формирование понимания значения, слова является важной частью овладения лексикой языка. Развитие лексического значения слова находится в тесном взаимодействии с освоением грамматического строя языка. Все эти умения особенно четко проявляются при построении связного монологического высказывания.

Семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией (раскрытие значений многозначного слова, использование синонимов и антонимов, слов с разнообразными смысловыми оттенками) является необходимым условием формирования осознания явлений языка и речи.

Развитие всех сторон речи может стать полноценным в случае их взаимосвязи с задачами по ознакомлению о художественной литературой. Именно такое взаимодействие может оказать влияние как на восприятие образных средств литературных произведений разных жанров, так а на словесное творчество старших дошкольников.

В методике развития речи детей дошкольного возраста широко освещены многие вопросы усвоения словаря, формирования грамматического строя и развития связной речи [3].

В первую очередь, необходимо, чтобы дети-билингвы учились понимать, что каждый предмет, а также его свойства и действия имеют свои названия, как на родном, так и на русском языке, и, с другой стороны, каждое слово называет либо предмет, либо его свойства и качества, либо его действия, состояния. Важную роль в ходе наших занятий, поэтому мы отводили использованию самого термина «слово»  при объяснениях или формулировке вопросов, заданий: это способствовало становлению способности осознавать факты языковой действительности, а также создавало основу для знакомства с теми отношениями, которые связывают слова в системе русского языка.

Далее, когда дошкольники-билингвы уже были подготовлены к тому, чтобы выделять в лексических значениях русских слов те или иные элементы, мы показывали функционирование в русской речи слов, значения которых связаны теми или иными семантическими отношениями. Это позволяло «встраивать» в лексическую систему, имеющуюся в языковом сознании того или иного ребенка-билингва, новые лексические единицы русского языка. Место этих единиц в системе определялось теми отношениями, которые связывают их с другими единицами. Дети учились группировать слова в зависимости от общих, сходных или различных элементов их лексических значений.

Следующий этап работы предполагал включение обучение лексическому наполнению высказывания на русском языке, актуальному членению на тему (информацию, уже известную участникам коммуникации) и рему (то новое в содержании высказывания, ради которого оно создавалось). Дошкольники учились ориентироваться на коммуникативный центр как воспринимаемых, так и самостоятельно порождаемых высказываний на русском языке, а также соотносить отбираемый ими лексический материал. Это формировало умение сознательно использовать лексические средства русского языка в зависимости от условий речевой ситуации [1].

Мы учили детей реагировать на интонационные характеристики высказывания, а также правильно оформлять свои собственные высказывания с точки зрения их интонации, что способствовало формированию фонетической и синтаксической сторон русской речи. Коммуникативная структура высказывания, таким образом, являлась тем фактором, тем аспектом нашей работы, который связал работу по развитию семантической стороны русской речи старших дошкольников-билингвов с остальными направлениями речевой работы на занятиях в детском саду.

На каждом этапе обучения осуществлялась также индивидуальная работа с детьми, которая опиралась на знание уровня речевого развития каждого ребенка, а также на особенности организации его лексико-семантической системы.

Технология развития у нерусских детей старшего дошкольного возраста семантической стороны неродной, русской речи имеет ряд специфических черт, проистекающих из языкового содержания, трудностей, возникающих из особенностей изучения неродного языка (интерференция, конвергенция и т.п.) и возрастной психологии детей. Она предусматривает обучение языку на речевой основе. Обучение устной речи должно опережать обучение письменной речи, навыки понимания на слух должны опережать навыки говорения, а навыки чтения – навыки самостоятельного письма.

Таким образом:

  1. К началу старшего дошкольного возраста в языковом сознании

ребенка складывается некоторая система семантических координат. Поэтому развитие семантической стороны русской речи старших дошкольников-билингвов должно ориентироваться на организацию педагогических условий, обеспечивающих встраивание в его словарь новых единиц.

  1. Средством развития лексико-семантической системы ребенка служит

коммуникативная организация высказывания, способствующая становлению структуры семантических отношений.

  1. Степень сформированности разных сторон речи (фонетической,

грамматической и др.) является важнейшей предпосылкой адекватного отбора ребенком лексики при построении самостоятельного высказывания, а также условием дальнейшего качественного и количественного развития его словаря.

 

Список литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  2. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. – 224 с.
  3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 256с.

 

Работа представлена научным руководителем Биджиевой В.И., старшим преподавателем кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания.

 

 

 

Login