ФГБОУ ВО “КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ У.Д. АЛИЕВА”

В педагогической науке понятие «компетентность» рассматривается

как: результат приобретенных знаний; совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем умений и навыков выполнения задачи; состоявшееся личностное качество; комбинация профессионально-личностных качеств и свойств (когни-
тивных, креативных, методологических, коммуникативных и мировоз-
зренческих); комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий;  способность и готовность как индивидуально-психологическая особенность личности, выступающее в качестве условия успешного выполнения определенной деятельности.

Понятие «компетентность» включает в себя сложное, емкое содержа-
ние, интегрирующее профессиональные, психологические, личностные и
другие характеристики человека, т. е. компетентность человека предстает
перед нами как сложный синтез его когнитивного, предметно-практического
и личностного опыта.

Мы обратили внимание на широкую представленность в различных
видах компетентности категорий «умение», «готовность», «способность»,
«отношение», а также фиксация таких психологических качеств, как осоз-
нанность, прогностичность, ответственность, критичность, уверенность, са-
моконтроль и др.

Компетентность как свойство человека существует в различных формах:

  • в качестве степени умелости;
  • способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедея-
    тельности, увлечение);
  • некоего итога саморазвития индивида;
  • формы проявления способности и др.

Будучи сложным и целостным личностным образованием, компетентность обеспечивается:

а)      формированием положительной установки на восприятие окружающего мира;

б)      овладением теоретическими знаниями, методическими умениями и
технологическими навыками.

Компетентность характеризуется следующими признаками:

  • многофункциональность,
  • междисциплинарность,
  • многомерность, т. е. требуют значительного интеллектуального

развития.

 Компетентность включает в себя следующие составляющие:

  • готовность относиться к самому себе как личности, как субъекту
    жизнедеятельности;
  • готовность к взаимодействию человека с другими людьми;
  • отношение к деятельности человека, проявляющееся во всех ее ти-
    пах и формах;
  • готовность к самообразованию.

 Компетентность – это готовность и способность:

  • целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела;
  • методически организованно и самостоятельно решать задачи и про-
    блемы;
  • самооценивать результаты своей деятельности.

Таким образом, «компетентность» представляет сочетание теоретиче-
ского блока, характеризующего круг знаний по данному предмету, опера-
ционально-деятельностного, представляющего сочетание способов и умений
реализации знаний и личностно-психологического блока, отражающего ин-
теллектуальные, мотивационные, ценностные, эмоционально-волевые аспек-
ты психики человека.

В отечественной литературе компетентностный подход как принцип
образования сегодня очень широко обсуждается: он предполагает «целост-
ный опыт решения жизненных проблем, выполнение ключевых (то есть от-
носящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей,
компетенций, при этом предметное знание не исчезает из структуры образо-
ванности, а выполняет в ней подчиненную роль» .

С точки зрения Г. К. Селевко компетенция и компетентность выступают как образовательные конструкты компетентностного подхода, ориентирующего образование на создание условий для овладения комплексом компетенций, необходимых выпускнику для выживания и устойчивой жизнедеятельности в современных условиях.

Рассмотрение сущности компетентностного подхода для нашего иссле-
дования необходимо как для определения теоретических аспектов, так и для
определения практических направлений экспериментальной работы.
Основной постулат компетентностного подхода заключается:

  • в усилении личностной направленности образования, то есть созда-
    ние ситуаций выбора (опора на интересы и потребности), в активиза-
    ции студентов в процессе обучения, когда студент должен сам искать,
    исследовать, строить свое знание;
  • в обучении решению социально-значимых и жизненно важных за-
    дач путем освоения новых видов и способов деятельности; при этом
    важно не только ознакомление с видами деятельности, но и включение
    обучающихся в нее, при этом возникает необходимость ставить сту-
    дента в ситуацию оценки и самооценки, показать ее значимость для
    саморазвития;
  • в ориентации на саморазвитие личности, дать возможность увидеть
    свой собственный рост, свои достижения, уделяя особое место само-
    анализу, самооценке, рефлексивной деятельности.

В научной литературе отмечается основная единица компетентностно-
го подхода – учебная задача. Авторы утверждают, что именно опыт решения
учебных задач и должен появиться у студента в процессе обучения.

В работах В. А. Якунина, характеризуя специалиста как субъекта дея-
тельности, список умений дополняется самостоятельным определением це-
лей и задач своей деятельности, умением пополнять собственный информа-
ционный багаж, оценивать достигаемые результаты, прогнозировать возмож-
ные результаты собственной деятельности, в случае необходимости пере-
страивать ее. Отсюда следует, что студенты в процессе обучения имеют возможность включаться в самостоятельный поиск информации, в освоение новых видов и способов деятельности, в приобретение собственного опыта оценивания достигнутого, в усвоение правил коммуникативной культуры:
умение сотрудничать, взаимодействовать, договариваться, принимать реше-
ния, формируя отношение к собственной деятельности.

Анализируя основную канву компетентностного подхода, мы полагаем,
что применительно к проблеме нашего исследования, его реализация в учеб-
ном процессе позволяет студенту формировать целостное представление о
решении конкретных экологических задач, являясь активным субъектом,
творцом собственного опыта деятельности.