аспирант четвертого года обучения

(Карачаево-Черкесский государственный университет)

Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает реальные возможности повышения качества образования. Однако следует признать, что уровень информатизации учебной и научной деятельности остается еще достаточно низким. Данной проблемой занимались Т.В.Ильясова В.П.Беспалько [2], Н.А.Пугал, Т.С.Назарова и др. Они рассматривали вопросы комплексного применения средств обучения, в том числе, компьютеров, в области общего среднего образования. Многие ученые и исследователи (В.Г.Болтянский, Н.М.Шахмаев [7]и др.) рассматривали вопросы, связанные с практикой использования информационных технологий в учебном процессе.

В средствах массовой информации, в методической литературе мы встречаемся с рядом понятий, которые имеют прямое или косвенное отношение к информационным технологиям. «Компьютерные технологии», «интерактивные технологии», «новые информационные технологии», «информационно-коммуникационные технологии», «мультимедиа-технологии». Что общего и чем различаются эти понятия?

Например, современные компьютерные технологии являются составной частью мультимедиа технологий (от англ. multi – много и media – среда), в которых рассматривается информация таких форм, как текст, анимация, графика. Поэтому считается, что эти технологии несут в себе информацию звуковую, наглядную, поэтому они рассматриваются как информационные технологии обучения. И еще одно обстоятельство – интерактивный диалог пользователя с компьютерной системой. Отсюда и возможность проявления обучающимися различных форм активной самостоятельной деятельности по обработке информации. Обрабатывая информацию каждый обучающийся проявляет самостоятельность и творческий подход ко всему, что рассматривает. А это ведет к совершенствованию  учебного процесса и системы образования в целом.

В случае информационных технологий речь идет только о преобразовании информации. В учебниках по информатике и информационным технологиям [5] даются различные определения понятию «информационные технологии». Обобщая эти определения можно сформулировать наиболее полное понятие информационных технологий.

«Информационные технологии – это совокупность методов и средств, объединенных в технологический комплекс, обеспечивающий все информационные процессы, осуществляемые в интересах пользователя. К информационным процессам относятся получение, сбор, передача, обработка, накопление, хранение, представление и использование информации» [6].

Информационные технологии используются человечеством с момента своего появления, но само понятие «информационные технологии» появилось относительно недавно (в 80-х гг. XX века) почти одновременно с понятиями «компьютерные технологии» [4]. К информационным технологиям относятся все способы обработки данных и знаний. Информационные технологии – это: и разговор, и телевидение, и печатная машинка, и компьютер и т.д. С такой позиции любая технология или методика обучения является информационной, т.к. обучение есть процесс передачи информации.

«Компьютерные технологии – это разновидность информационных технологий, в которых все методы и средства реализации информационных процессов осуществляются с помощью средств микропроцессорной вычислительной («компьютерной») техники», – утверждает Бахтиярова Л.Н. [1].

Что же касается понятий «новые информационные технологии» и «современные информационные технологии», то во многих исследованиях, данные понятия используются, чтобы подчеркнуть использование именно современных средств компьютерной техники для организации информационных процессов. То есть эти понятия аналогичны понятию «компьютерные технологии».

Стоит заметить, что понятие «новые информационные технологии» встречаются в педагогической литературе уже второй десяток лет, и их определение как «новые» уже устарела. Поэтому логичнее использовать все-таки понятие «современные информационные технологии», которые характеризуют современный этап развития общества.

Еще одним понятием, которое используется в современной литературе, является понятие «информационно-коммуникационные технологии». Данное понятие является более узким по отношению к понятию «информационные технологии» и может быть определено как часть информационных технологий, организующих связь и доступ к информационным ресурсам во всех сферах деятельности.

Информационные технологии
Компьютер- ные  техно-логии
Информационно-коммуникацион-ные  технологии

Таким образом, можно систематизировать эти понятия с помощью схемы, представленной на рис. 1.

Рис. 1. Соотношение понятий «информационные технологии», «компьютерные технологии», «информационно-коммуникационные технологии»

Зачастую предполагается, что информационно-коммуникационная технология реализуется на основе локальных и глобальных компьютерных сетей, и, таким образом, является частным случаем компьютерных технологий. Понятие «информационные технологии» является наиболее общим. Понятия «новые информационные технологии» и «современные информационные технологии» (СИТ) есть ни что иное, как «компьютерные технологии», т.к. на данном этапе развития общества все новые информационные технологии, так или иначе, связаны с компьютерной техникой. Эти понятия являются частными по отношению к понятию «информационные технологии».

В российской и зарубежной педагогике в начальном образовании общеобразовательной школы выделяются следующие основные подходы к использованию информационно-компьютерных технологий: для развития детей (Е.И. Бондарчук, Р.А. Волкова, Р. Вильямс); в качестве средства интеллектуального развития учащихся (А.В. Горячев, Л.Л. Буркова, В.В. Дубинина, И.В. Левченко, В.В. Моторин); для формирования информационной грамотности и подготовки к изучению информатики (О.Ф. Брыскина, Т.Н. Данюшевская, Д.В. Зарецкий, И.В. Левченко, Ю.А. Первин, В.М. Костылевская); а также в качестве средства контроля (Х. Гассан) и формирования учебной деятельности (В.И. Варченко, О.В. Даниленко, Е.И. Зуева, Э.В. Черникова).

Понятие «информационно-коммуникационные технологии» на сегодняшний день, входят в объем понятия «компьютерных технологий», т.к. в качестве технических средств ее реализации выступает компьютерная техника. Хотя в более широком смысле информационно-коммуникационные технологии могут быть и не компьютерными.

Применительно к образованию целесообразнее всего использовать понятие «компьютерные технологии» или «современные информационные технологии».

Учитель на уроке не только передает знания. Он их формирует: обобщает, закрепляет, вырабатывает умения и навыки. Знания, получаемые учащимися в процессе изложения учителем, являются результатом первого этапа обучения. Но эти знания не являются еще орудием активного самостоятельного мышления, деятельности учащихся и не обладают достаточной надежностью и гибкостью. Чтобы достичь прочности знания, их необходимо формировать, совершенствовать. В целях решения поставленной задачи использование информационных технологий необходимо для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов. Применение компьютеровнеобходимодля решения таких задач, как совершенствование знаний, умений и опыта деятельности учащихся.

«В этих целях используют различные способы: закрепление, текущее повторение, обобщающее повторение, тематическое повторение и т. д. Многолетней педагогической практикой доказано, что закрепление и повторение зачастую делают более понятным тот материал, который был недостаточно ясно понят вначале», – пишет Давыдов В.В. [3].

Таким образом, закрепление и повторение преодолевают недостатки начального этапа усвоения. Но их важность состоит еще и в том, что ранее изученное рассматривается под новым углом зрения и приводит не только к упрочению усвоенного, но и к выстраиванию знаний в систему, к осознанию их более глубокого значения. В конечном счете, этим достигается сознательность и прочность усвоения знаний.

Однако сознательно и прочно усвоенные знания становятся орудием мышления и деятельности учащихся только в том случае, если они порождают умения.

Умение – это выработанная в процессе обучения способность ученика пользоваться полученными знаниями и навыками в практической деятельности.

Навык – это действие, которое в результате упражнения стало автоматизированным. Основными средствами формирования умений и навыков являются упражнения.

Таким образом, важно, чтобы первоначально полученные знания не только стали бы осмысленными и прочными, но и превратились бы в орудие мышления и опыт деятельности учащихся.

Аналитический обзор исследований отечественных и зарубежных ученых в области специальной педагогики и психологии, свидетельствует о том, что информационно-компьютерные технологии занимают важное место в современном обществе и могут выступать в качестве уникального средства, использующегося для решения совершенствование знаний, умений и опыта деятельности учащихся.

Список использованной литературы:

  1. Бахтиярова, Л. Н. Компьютерные технологии как средство подготовки студентов к профессиональной деятельности: Монография / Л. Н. Бахтиярова, А. А. Червова; М-во образования Рос. Федерации. Волж. гос. инж.-пед. акад. – Нижний Новгород : Изд-во ВГИПА, 2003.
  2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.,2002.
  3. Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 94.
  4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М., 2003.
  5. Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9 классов. Под ред. Макаровой Н.В. – 2010. – 416 с.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат и др. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
  7. Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. – М., 1983.