Карачаево-Черкесский государственный университет
В настоящее время система образования предъявляет новые требования к качеству образования. Качество образования складывается из знаний, умений и навыков учеников. Кроме того, новыми составляющими качества образования являются:
- владение информационными технологиями;
- умение заботиться о своём здоровье;
- вступать в коммуникацию;
- решать проблемы.
Знания, умения и навыки, столь регламентируемые в традиционной методике, сегодня как бы растворяются в новых составляющих и считаются сами собой подразумевающимися.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения. В настоящее время есть очень много видов технологий обучения: информационно-коммуникационная, развивающая, игровые, тренинговые, проблемные, исследовательская, проектная, поисково-исследовательская и другие [3].
И в этом ряду наиболее актуальными становятся информационно – коммуникационные технологии. Информационные технологии шире по своему объему, чем информационно-коммуникационные.
Рассмотрим все, что связано с ними и выясним, каковы области их применения учителями математики и информатики с целью совершенствования знаний, умений и опыта самостоятельной деятельности учащихся?
Под информационными технологиями понимают «совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей» [1].
Использование информационных технологий, применяемых в сфере образования, ставит своей целью реализацию таких задач, как:
- поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
- поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
- реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности [2].
Возможности информационных технологий в качестве образовательных средств очень велики.
Например, учителя математики и информатики могут применять средства информационных технологий по четырем направлениям:
1) как средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
2) как средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
3) как вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
4) как комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
Информационные технологии в работе учителей математики и информатики способствуют организации образовательного процесса и выполняют информационно-обучающие, интерактивные, поисковые функции. Учащихся можно приобщить работать с электронной библиотекой, электронными книгами, словарями, справочниками, обучающими компьютерными программами, информационными системами, с электронной почтой, электронными телеконференциями (особенно в период дистанционного обучения), с каталогами и поисковыми системами.
Вся информация, которую можно получить из сети Интернет – электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией, с визуальной информацией, с аудиоинформацией, электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией и с комбинированной информацией оказывают всяческое содействие в вопросах совершенствования знаний, умений и опыта самостоятельной деятельности учащихся.
Ученики могут пользоваться всеми видами информаций как на уроках, так и во внеурочное время в разных режимах «offline» и «online».
В работе учителей можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств информационных технологий в образовательном процессе.
- Самый выделяемый – мотивационный аспект – способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся.
2. Следующий аспект – содержательный – при построении интерактивных таблиц; плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины, для создания индивидуальных тестовых мини-уроков; для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы учащихся.
3. Учебно-методический аспект. Для учителя очень важно методически грамотно организовать урок и дать тот объем учебного материала, который могут осилить ученики. В этом плане электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения любого урока и в целом всего образовательного процесса. Учителя математики и информатики могут применять различные образовательные средства информационных технологий при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала, а самое главное – при определении областей применения изученного нового материала и т.д. Кроме того, учителя могут использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.
4. Организационный аспект. Информационные технологии могут быть использованы в различных вариантах организации обучения: при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана и по другим формам работы – фронтальной, либо подгрупповой. Широкие возможности для этого предоставляет всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий «Урок цифры».
5. Контрольно-оценочный аспект. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в информационных технологиях являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.
Список использованной литературы
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.,2002.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат и др. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
- Сластенин В.А. Инновационные технологии при внедрении ФГОС./ М., 2010 .
Статья выполнена под руководством
научного руководителя доц. Батчаевой П.А.-Ю.
Свежие комментарии