Карачаево-Черкесский государственный университет

 Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учетом основных направлений модернизации образования, ориентирован «не только на знание, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка» [1].

Поэтому не случайно одной из главных целей изучения предмета «Информатика» на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Педагог стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его познавательные потребности, создает условия творческой деятельности.

Таким образом, для развития познавательной деятельности необходимо ориентировать обучающихся на самостоятельное или частично‐самостоятельное получение новой для них информации.

Для формирования познавательной и творческой активности учащихся на уроках информатики необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в мультимедийном или интерактивном виде:

− презентации (с их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать, что более значимо); − компьютерные игры (естественно, те игры, которые содержат развивающий или познавательный материал);

− интерактивные программы, тесты (чем больше участия принимает ученик в процессе обучения, тем больше значимости обретают полученные знания, умения и навыки);

− графические демонстрационные материалы (это могут быть как обычные плакаты, стенды, раздаточные материалы, а лучше, если это будут изображения, которые ученик сам найдёт);

− видео или мультипликационные фильмы.

Обучать в деятельности – значит делать учение мотивированным, учить ученика оптимально организовывать свою деятельность, помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу.

Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха.

Одной из форм организации самостоятельной деятельности обучающихся, способствующей развитию познавательной активности являются творческие домашние задания по информатике. Организовать на уроке деятельность обучающихся невозможно без создания соответствующей мотивации. Приемы и методы создания мотивации разнообразны, но все они, как правило, имеют интерактивный характер.

Приведем некоторые из них:

− апелляция к жизненному опыту учащихся – этот прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых можно лишь при условии изучения предлагаемого материала;

− ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого‐то последующего материала или на других предметах – этот прием используется достаточно часто и широко. Например, при изучении «алгоритма» мы можем сослаться на то, что, научившись составлять алгоритмы, мы сможем решать довольно сложные задачи, в частности, из предметной области математики;

− создание проблемной ситуации – в педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении;

− метод проектов;

− ролевой подход – в этом случае ученику предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью.

Приведенные приемы создания мотивации далеко не исчерпывающие, однако и они позволяют понять, что интерактивные формы обучения предполагают, прежде всего, заинтересованность учащихся в усвоении предлагаемого учебного материала.

Основной задачей педагогической деятельности в этом направлении является создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся через вовлечение их в разнообразную творческую научно‐исследовательскую деятельность.

Развитие интереса учащихся к предмету информатика не может полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Разбудить в учащихся активную деятельность можно только через организацию системы деятельности, предусматривающую развитие всех учащихся класса.

Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию и традиционных средствах обучения,    в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий. Достичь цели образования помогут новые педагогические и информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Возрастает роль и значимость информации как важнейшего фактора, определяющего характер и направленность развития педагогического процесса. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивных средств обучения.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств – ускорить процесс усвоения учебного материала, то есть приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

Пидкасистый П.И. понимает под средством обучения материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний [2].

Условно все средства обучения можно разделить на следующие группы.

 

 

Интерактивные средства обучения – средство, которое обеспечивает возникновение диалога, то есть активные обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые виды учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. Интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения,    функционирующим на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Интерактивность содержит широкий диапазон возможностей для влияния на курс и содержание информации:

  • Управление объектами на экране с помощью мыши;
  • Линейная навигация на экране с помощью вертикальной прокрутки;
  • Иерархическая навигация с использованием гиперссылок;
  • Диалоговая функция справки, которая наиболее эффективна, если приспособлена к мгновенному информационному представлению;
  • Обратная связь, то есть реакция программы, дающая оценку качеству действий пользователя, и выводящаяся на экран, если дальнейший ход развития программы зависит от этой оценки;
  • Конструктивное взаимодействие, то есть обеспечение программой возможности для построения объектов (целей) на экране;
  • Рефлексивные взаимодействия, то есть хранение программой индивидуальных действий ученика для дальнейших исследований [3].

В настоящее время аппаратное и программное    обеспечение компьютера достигло такого уровня, что стало возможным реализовать на его основе электронный учебник, имеющий целый ряд преимуществ перед печатным изделием. Мультимедиа – это комплекс аппаратных программных средств компьютера, позволяющих объединять информацию, представленную в различных формах (текст, графика, звук, видео, анимация). Интерактивная доска – это удобный современный инструмент для эффективного проведения совещаний, деловых презентаций, семинаров и учебных занятий. Интерактивная доска – устройство, позволяющее лектору или докладчику объединить три различных инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный монитор[4].

Использование интерактивной доски на уроках информатики способствует эффективно провести занятие по таким темам как «Microsoft Office», при изучении пакетного приложения программного обеспечения «Adobe Photoshop»,    «Adobe Premier» и других.

Использование интерактивных средств обучения на уроках информатики в школе дает возможность:

  • Повысить у учащихся интерес к предмету;
  • Подготовить к самостоятельному усвоению материала;
  • Овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
  • Интеллектуально развивать учащихся;
  • Подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;
  • Расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта;
  • Повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся[5].

Общеобразовательная школа сегодня немыслима без разнообразного и широкого применения технических средств обучения. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала.

Научиться эффективно использовать интерактивные средства для формирования познавательной и творческой активности можно, если начинать с их активного освоения в учебном процессе.

Мировая педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, реализующих компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не просто на получение фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем творческого поиска. Именно метод проектов наиболее адекватен при формировании познавательной компетентности. А информационные компьютерные технологии сделали метод проектов еще более эффективным.

С помощью информационно-коммуникационных существенно облегчился процесс оформления проектов, т.к. результаты выполненных проектов обрели наглядность. Поэтому применение интерактивных средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков учащихся.

 

Список использованной литературы:

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Общего Образования Среднее (полное) общее образование
  2. Пидкасистый П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с.
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М., 1992.
  4. Сайков Б.П. Информационная среда школы //Информатика, 2007.-№20, С.14-37.
  5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Издательский центр «Академия», 2001.

 

Научный руководитель: доц. Батчаева П.А-Ю.