МКДОО «Детский сад «Алашара» а. Псыж

Связная речь – это высшая форма речевой деятельности, определяющая уровень речи и умственного развития личности ребенка. Главное условие благополучной подготовки детей к учебе в школе – овладение связной речью [3].

В данное время проблема формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста является актуальной и существенной. Главная цель формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста – использование форм общения. Важно заметить, что дети старшего дошкольного возраста должны владеть следующими умениями: «умение вступать в контакт с собеседником, быстрое реагирование на реплики, использование разнообразных видов вопросов, сообщений, дополнений, просьб, предложений и т.д.» [3, с. 107]; «умение беседовать на многообразные темы, поддержание разговора на определенную тему без отвлечения, переспрашивания, доказать личную точку зрения, выражение своего отношения к предмету разговора; «умение спокойно говорить, но с умеренной громкостью, благожелательным тоном» [1, с. 9].

Общепризнано, что в настоящее время методика формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста не располагает постоянной классификацией приемов.

М.М. Алексеева и В.И. Яшина выделяют три группы методов формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста: наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет четкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы связаны со словом и с наглядным материалом.

Применяются как непосредственные методы (метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов, эти методы направлены на накопление содержания речи), так и опосредованные методы (основанные на применении изобразительной наглядности: рассматривание игрушек, картин, описание картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть стихов, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание из жизненного опыта. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности. Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач. В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные (основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов, то есть все те методы, благодаря которым дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например: пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога) и продуктивные методы (предполагают построение детьми личных связных высказываний, выбор и комбинацию их по-новому, с учетом ситуации общения, например: обобщающая беседа, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания).

Методические приемы развития связной речи принято делить на три основные группы: словесные (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, вопрос); наглядные (показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению); игровые (они могут быть словесными и наглядными, возбуждая у ребенка интерес к деятельности, обогащая мотивы речи, создавая положительный эмоциональный фон процесса обучения и повышая речевую активность детей и результативность занятий). Существуют и другие классификации приемов обучения, в зависимости от их роли выделяют прямые (словесные) приемы и косвенные приемы (замечание, напоминание, подсказ, совет) [4].

 В трудах А.М. Бородич выделены методы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста: наглядные (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), словесные (заучивание наизусть, пересказ, рассказ воспитателя) и практические (дидактическая игра, игры-драматизации, игры настольной инсценировки). Приемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные (повторение, указание, словесное упражнение), наглядные (показ игрушки, движения, показ положения органов артикуляции при произнесении звуков и другие) и игровые [1].

А.М. Бородич выделила приемы формирования связной речи: действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни рассказ, который тебе нравится); действие по замыслу. По обучающей роли приемы развития связной речи можно разделить на прямые (объяснение, вопрос, оценка детского ответа и другие) и косвенные (напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика). Л.Н. Ефименкова обозначила приёмы формирования связной речи дошкольников: переход к изученному материалу; занесение в книжный уголок; инсценировка по известной сказке, ситуации, способствующие развитию автономной деятельности речи; целенаправленное направление автономной деятельности речи; самостоятельность изготовления детьми персонажей известной сказки; развлечения; игровые упражнения; творческие речевые задания; элементы костюмов, декораций, сказочных атрибутов [3].

Повышению интереса помогают следующие приемы: 1. Мотивация, придающая смысл деятельности. В.В. Гербова предложила игровой тип мотивации, который ставит ребенка в позицию естественного помощника, но он может попасть в затруднительное положение [2]. 2. Параллельное описание воспитателем и ребенком двух объектов. 3. Игры-соревнования учат выделять и обозначать словом части и признаки объекта [2]. 4. Сюрпризные моменты (загадывание загадок). 5. Коллективное составление рассказа: один ребенок описывает лицо персонажа, другой – одежду, третий – предмет, который находится в руке ребенка или за спиной. 6. Использование схем, моделей, где вместо слов и словосочетаний нарисованы картинки, идущие друг за другом в зависимости от текста [1]. Затем ребенок смотрит на схемы-рисунки и припоминает, воспроизводит текст. О.С. Ушакова предлагает использовать ТРИЗ (теория решения изобретательных задач), направленную на формирование навыка составления описательных загадок, сравнений, сравнительных оборотов, метафор, образных выражений, навыка находить причинно-следственные связи, высказывать умозаключения. 7. Чтение художественных произведений. 8. Поощрение за рассказ, за дополнение выслушанных рассказов разнообразными предметами. 9. Оценка детских рассказов дается любому рассказу.  

Н.В. Нищева уточнила методы и приемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста: придумывание детьми продолжения и завершения авторского текста, вспомогательные вопросы, план в виде вопросов, игры-рифмовки, сочинение загадок, составление книжек-самоделок, лексические упражнения, анализ схемы построения сказочного повествования, введение элементов фантастики в реалистические сюжеты [4].

Ф.А. Сохин знакомит с речевыми ситуациями, направленными на формирование навыков связной речи дошкольников: трансформация содержания беседы; составление диалога по речевой ситуации [2]. Н.Э. Теремкова перечислила методы и приемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста: связные высказывания-рассуждения, игры-небылицы в картинках с объяснением, отгадывание загадок с опорой на картинку, речевые логические задачи, использование алгоритмов и моделей, объяснение пословиц и отгадывание загадок, составление высказываний, беседа по содержанию произведений с обсуждением поступков героев и их мотивов.

Литература:

  1. Козырева, О. А., Борисова, Н. Б. Формирование лексикограмматических средств языка и развитие связной речи [Текст] / О. А. Козырева, Н. Б. Борисова – М.: ВЛАДОС, 2016. – 119 с.
  2. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] / Т. А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1974. – 256 с.
  3. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] / А. М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – 1941. – Т. 30. – С. 27-71.
  4. Нищева, Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет [Текст]: Методические рекомендации / Н. В. Нищева. – М. : Детство-Пресс, 2017. – 80 с.