МКДОО «Детский сад «Алашара» а. Псыж

  Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей, поскольку от степени ее сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

Учителя начальной школы подчеркивают недостатки речи, с которыми дети приходят в школу (чрезвычайно малый словарный запас, неправильное произношение шипящих и сонорных звуков, неумение выстроить высказывание в логической последовательности, отсутствие культуры общения, а отсюда и низкая речевая культура). В связи с этим только специальная речевая работа, целенаправленное речевое воспитание могут привести к высокому уровню овладения речью.[2]

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе непосредственной образовательной деятельности детей. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными формами связной речи – диалоге и монологе. Диалогическая форма речи, являющаяся первичной, состоит из обмена высказываниями. Для них характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, выражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация. Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.

Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, в детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его впечатлениями и интересами. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить.

Развернутым видом речи является монологическая речь. Монологическая речь – это организованный и относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.[1]

Методы и приемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста многообразны. Использование их зависит от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности и самостоятельности. В трудах М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, А.М. Бородич, В.В. Гербовой, Л.Н. Ефименковой, Э.П. Коротковой, Н.В. Нищевой, Ф.А. Сохина, Н.Э. Теремковой, Е.И. Тихеевой, Т.А. Ткаченко, О.С. Ушаковой выделены и описаны методы и приемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Все эти классификации можно свести к устоявшейся классификации методов формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной: наглядные, словесные и практические. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы связаны со словом и с наглядным материалом. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.[4]

Методические приемы развития связной речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Существуют и другие классификации приемов обучения: в зависимости от их роли в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы.

Изучив основные программы дошкольного образования по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, мы констатируем, что в программе «Из детства – в отрочество» под ред. Т. И. Гризик, выделены четыре линии развития ребенка: социальная, познавательная, эстетическая и физическая. В предложенном комплексе упражнений все упражнения и задания подчинены одной цели; представлены задания по мере нарастания их сложности; при выполнении заданий постепенно уменьшается объем помощи воспитателя; при выполнении заданий постоянно проводится обращение к сформированным ранее умениям. Данный комплекс рассчитан на 3 месяца при проведении двух занятий в неделю. Продолжительность занятия 20 минут, каждое занятие имеет свое назначение, процедурное обеспечение, описание наиболее важных моментов, на которые нужно обратить внимание участникам занятий.

Каждое занятие состоит из трех частей: вводная, основная и заключительная части [1]. Вводная часть сконцентрирована на следующих этапах: организация комфортной атмосферы, эмоционально-благополучного фона. Время – 5 минут. Основная часть занимает большую часть времени, ориентирована на формирование высокого уровня связной речи детей. Длительность – 10 минут. Заключительная часть включает упражнения для завершения занятия, снятие психоэмоционального напряжения, закрепление положительного эффекта мотивационных установок. Период – 5 минут. Необходимо отметить, что в течение занятия проводится разминка, в которой упражнения направлены на снятия напряжения и поддержания работоспособности. Каждое занятие завершается ритуалом прощания, направленного на стимулирование участников занятия к дальнейшей работе и создание эмоционального благополучия. Развитие связной речи включает формы объединения образовательных отношений: групповые, подгрупповые, персональные; образовательная деятельность: компоновка предложений по картине; повествование по плану, сюжет рассказа, повествование из персонального опыта.

Развитие связной речи происходит: во всех видах организованной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения образовательного процесса; в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; в самостоятельной деятельности детей; в семье.

Игры и упражнения, направленные на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка в домашних условиях: лексические и лексико-грамматические.[2]

При работе по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста используются следующие задания и упражнения:

1. Ряд последовательно выполненных действий.  

2. Составление предложений с использованием фланелеграфа.  

3. Составление рассказа по картинке и серии картин.  

4. Составление рассказа-повествования.  

5. Составление рассказов-описаний. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов.  

6. Рассуждение. У дошкольников особенно важно развитие умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное.

7. Пересказ текстов. Обучать пересказу детей можно тогда, когда они уже овладели фразовой развернутой речью, научились слушать и понимать содержание текста. Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивает внимание ребенка и его мышление.  

8. Разучивание стихотворений. При выборе материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.[4]

 Таким образом, чем раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Литература:

  1. Богуславская, З. М., Смирнова, Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2010. – 213 с.
  2. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] / А. М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – 1941. – Т. 30. – С. 27-71.
  3. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Т. А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2006. – 346 с.
  4. Ушакова, О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) [Текст] / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 11. – С. 8-12
Login