КЧГУ

 Современная система образования, определяющая развитие ребенка в раннем детстве, ориентирована на сбережение и поддержание его здоровья как высшей ценности в жизни человека. В работах Антроповой М.В., Аршавского И.А., Брехмана И.И., Егорова Б.Б., Кудрявцева В.Т. и др. актуализируется проблема сохранения и укрепления здоровья детей, и приводятся факты отрицательного влияния педагогических условий на здоровье детей.

По данным ряда исследователей, занимающихся здоровьем детей в школе, отмечается, что ребенок в условиях развивающего обучения не всегда, по состоянию здоровья, готов к освоению программы на уровне ее требований, у него понижается работоспособность и ухудшается состояние здоровья, а несбалансированность активного отдыха и обучения приводит к снижению мотивации учения, утомлению и появлению тревожности. Поэтому, на сегодняшний день столь актуальной становится проблема организации здоровьесберегающего образовательного пространства.

Исследование вопросов сбережения здоровья подрастающего поколения актуализировала проблему здорового образа жизни (Л.В.Абдульманова, В.А.Васильев, М.Я.Виленский, А.М.Изуткин, Ю.П.Лисицын, Г.М.Соловьев, З.И.Чуканова и др.). Понятие «здоровый образ жизни» складывается в рамках санитарно-гигиенического и социокультурного аспектов: гигиеническое поведение, направленное на сохранение и укрепление здоровья (А.А.Алексеев); образ жизнедеятельности (А.В.Лисовский); образ жизни и характер деятельности, проявляющие активность человека (Ю.П.Лисицын); объективная потребность современного общественного развития (О.А.Мильштейн); комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих укрепление здоровья, работоспособность и творчество людей (А.П.Лаптев); научно обоснованная социокультурная, жизненно необходимая и осознанная личностью потребность (М.М.Борисов) и др. Ученые отмечают, что здоровый образ жизни зависит от качества обучения и воспитания и определяется многими составляющими (П.А.Виноградов, М.Я.Виленский). В исследовании Н.И.Соловьевой здоровый образ жизни определен как модель жизнедеятельности, как индивидуально выраженный стиль жизни человека. Это сложное понятие, формируемое в течение всей жизни и обусловленное интеллектуальными способностями личности, ее кругозором, системой ценностей, созидательной деятельностью. На наш взгляд, в системе образования важно создать предпосылки для развития в сознании ребенка значимости здоровья для обеспечения собственной жизнедеятельности, потребности поддерживать здоровье через активную деятельность. Именно это, в дальнейшем, и обусловит развитие у него потребностей создавать здоровый образ своей жизни.

На основании анализа научных источников мы сформулировали для себя понятие «здоровье» как совокупность личностных качеств, обеспечивающих устойчивую позицию и поведение ребенка в системе социальных отношений и достижение поставленных целей. Здоровье ребенка позволяет ему самостоятельно достигать цели, адаптироваться в социуме и реализовывать свои интересы и потребности. Исходя из этого, мы можем утверждать положение о необходимости проектирования педагогических условий функционирования образовательного учреждения как среды не только сбережения здоровья ребенка, но и актуализации его физических возможностей, которые определят успех его обучения в школе. Следует отметить, что в ряде исследований обозначена одна из проблем современного образования – проектирование инновационной деятельности образовательного учреждения, выступающей фактором риска для здоровья обучающихся (В.Ф.Базарный, Е.А.Ямбург и др.). На наш взгляд, проблема сбережения, укрепления и поддержания здоровья детей в аспекте гуманистического образования является доминирующей, определяющей и требующей поиска адекватных условий его обеспечения. Е.В.Бондаревская отмечает, что в гуманистической педагогике в российском образовании значительное место отводится здоровью воспитанников, и смысл педагогической деятельности состоит в поиске оптимальных условий его сбережения. В качестве полноценного условия обеспечения всей жизнедеятельности ребенка и его здоровья, Ш.А.Амонашвили называет «саму жизнь», а педагогический процесс как окружение ребенка должен приобрести образ очеловечивания среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого образовательного процесса есть высшая забота учителя. Среди условий педагогического процесса, который сохраняет здоровье ребенка, ученый отмечает целостность, ориентацию на позитивный образ ребенка, творческий подход к организации процесса, равноправное сотрудничество, духовные приоритеты образования. Он считает, что особенности организации образовательного процесса школы сохраняют здоровье ребенка, удовлетворяют природные потребности детей, создают психологическое благополучие, определяющие здоровье малыша.

В педагогических исследованиях здоровье определяется как совокупность личностных качеств, обеспечивающих устойчивую позицию и поведение ребенка в системе социальных отношений и достижение поставленных целей. В научных работах осуществляется поиск оптимальных условий сохранения и сбережения здоровья ребенка, среди которых отмечается творческий подход к организации образовательного процесса, духовные приоритеты образования, ориентация ребенка на позитивный образ здорового человека.

Культуросообразный и пространственный подходы к изучению явлений педагогической действительности ориентируют исследователей на проектирование здоровьесберегающей среды, где ценность здоровья выступает целью образовательного процесса, а технологии ориентируют субъекта образования на освоение способов самосбережения здоровья. В педагогических исследованиях сложились требования к проектированию образовательного процесса с целью сбережения здоровья ребенка: целостность содержания образования и методов, интеграция в образовательные программы знаний здоровья, последовательность решения образовательных задач, развитие педагогических компетенций.

 

Login