МКОУ «СОШ №11им.Н.Ш.Семенова

 с.Учкекен» 

e-mail: zukhra.tambieva76@mail.ru

 

Аннотация: Целью данной статьи является изучение рассмотрение проблемы организации здоровьесберегающего учебного процесса в начальной школе. Охарактеризована актуальность данной проблемы, обозначены основные задачи по ее решению. Определено понятие «педагогическое сопровождение здоровьесберегающего образования» и дана его характеристика как конструктивной формы выстраивания индивидуальных образовательных траекторий младшего школьника. Представлены структурные элементы трехкомпонентной модели педагогического сопровождения здоровьесберегающего образовательного пространства начальной школы. В заключении представлены результаты педагогического эксперимента инновационной деятельности, направленной на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

Ключевые слова: начальная школа, младший школьник, педагогическое сопровождение, здоровьесбережение, здоровьесберегающее образование.

 

HEALTH-SAVING EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL AND ITS PEDAGOGICAL SUPPORT

Tambieva Zukhra Khasanovna

MKOU “SOSH No. 11im.N.S.Semenova

S.Uchkeken”

e-mail: zukhra.tambieva76@mail.ru

 

Abstract: The purpose of this article is to study the consideration of the problem of organizing a health-saving educational process in primary school. The urgency of this problem is characterized, the main tasks for its solution are outlined. The concept of “pedagogical support of health-saving education” is defined and its characteristic is given as a constructive form of building individual educational trajectories of a younger student. The structural elements of the three-component model of pedagogical support of the health-saving educational space of primary school are presented. In conclusion, the results of the pedagogical experiment of innovative activities aimed at the formation, preservation and strengthening of the health of younger schoolchildren are presented.

Keywords: elementary school, junior high school student, pedagogical support, health care, health-saving education.

 

Одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья, свободного развития личности. Закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция модернизации образования определяют в качестве решающего условия успешности социальных преобразований – создание образовательных систем, обеспечивающих сохранение, укрепление состояния здоровья учащихся и педагогов, развитие научно обоснованных инновационных технологий, построенных с учётом индивидуального развития школьника.

Известно, что ребенок в возрасте с 3 до 18 лет, почти 80% своей жизнедеятельности проводит в образовательных учреждениях: детский сад, школа, учреждения дополнительного образования. Это обуславливает большую ответственность учебного заведения не только в выполнении им образовательной функции, но и важного сегодня показателя достижения современного качества образования – состояние здоровья школьника.

Специалисты отмечают, что в самой системе обучения «заложены» стрессогенные составляющие, создающие риск для здоровья школьника. Так, главными причинами ухудшения здоровья школьников в российских школах считается неоправданный объём содержания образования и уклад школьной жизни, не соответствующий психическим возможностям детей данного возраста. Хроническая ситуация «неуспеха» или возможности её возникновения, наличие жесткой отметочной формы оценивания порождают у ребенка множество психологических проблем, таких как низкая самооценка, школьная тревожность, социальная фрустрированность.

Стремление ученых, практиков, педагогической общественности изменить подобную ситуацию привело к необходимости оценить место и значение образовательной среды как фактора здоровьесберегающего образования. Сохранение и укрепление здоровья школьника, пожалуй, одно из немногих требований, которое высказывают все заказчики образовательных услуг, как со стороны государства, так и со стороны общества и родителей. Данный социальный заказ ставит задачу исследовательской разработки обоснования системы эффективных мер по созданию условий, обеспечивающих здоровьесберегающее образование детей школьного возраста.

Вопросы организации здоровьесберегающего образовательного пространства крайне актуализировались в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Соответствие образовательных учреждений новым требованиям Роспотребнадзора, здоровьесберегающий подход к использованию дистанционных технологий – эти, и другие возникающие проблемы, требуют незамедлительного решения.

Здоровьесберегающее образование нами рассматривается как целостный подход к построению процесса обучения, воспитания и развития ребёнка, которое предполагает «включение» здоровьесберегающих технологий в сам образовательный процесс. При этом состояние здоровья школьника рассматривается как основной показатель эффективности образовательного процесса. Это означает, что современная школа должна стать не только местом где учат детей, но и пространством их полноценного взросления, становления успешных, жизнеспособных – здоровых людей.

Несмотря на достаточно высокую степень разработанности проблемы здоровьесбережения в образовании, многие вопросы продолжают оставаться актуальными и мало исследованными. В частности, требуются специальные исследования, отражающие современные подходы к целям, содержанию и методам педагогического сопровождения здоровьесберегающего образования младшего школьника в условиях цифровизации. Обращение к организации качественно нового педагогического сопровождения развития школьника обусловлено современной ориентацией педагогики на саморазвитие и обогащение возможностей ребенка в условиях бережного отношения к его здоровью.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены и последовательно решались следующие задачи:

  1. Проанализировать основные теоретические подходы и пути практического решения проблемы педагогического сопровождения применительно к сохранению и укреплению здоровья детей в современной образовательной среде.
  2. Обосновать содержание педагогического сопровождения здоровьесберегающего образования в современной образовательной среде.
  3. Разработать критерии эффективности педагогического сопровождения здоровьесберегающего образования младшего школьника;
  4. Сконструировать и внедрить в учебно-воспитательный процесс начальной школы структурно – функциональную модель здоровьесберегающей образовательной среды на основе педагогического сопровождения.

В ходе решения этих задач мы пришли к ряду обобщённых выводов теоретического характера и рекомендаций прикладного знания:

  1. Актуальность поднятой в работе проблемы обусловлена недостаточной разработанностью и теоретико – методологическим обоснованием, во многом связанных с поисками качественно новой модели и форм педагогического сопровождения здоровьесберегающего образования младшего школьника.
  2. Проанализирована система научных понятий, связанных с пониманием здоровьесбережения младшего школьника. Дополнено представление «здоровьесберегающее образование» как образование, ориентированное на постановку субъектной позиции, рефлексию, самореализацию. При этом в младшем школьном возрасте — на постановку контрольно – оценочной самостоятельности через поисково – исследовательскую деятельность, развивающее обучение.
  3. Определено понятие «педагогическое сопровождение здоровьесберегающего образования» и дана его характеристика как конструктивной формы выстраивания индивидуальных образовательных траекторий младшего школьника.
  4. Установлено, что педагогическое сопровождение представляет собой трёхкомпонентную модель, состоящую из:
  • мониторинга показателей здоровья, как комплекса диагностических мер, отслеживающих индивидуальную динамику развития каждого субъекта образовательного процесса, выявляющего факторы риска для здоровьесберегающего образования; и являющимся основанием для последующей коррекционно – развивающей деятельности, выстраивания образовательной траектории в условиях сохранения здоровья;
  • здоровьесберегающей образовательной деятельности, обеспечивающей постоянную стимуляцию и поддержку в ребенке инициативного, самостоятельного и творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, тем самым формируя ответственность за собственную жизнь. Признание ученика как самоценности, как носителя субъектного опыта, главной действующей фигурой всего образовательного процесса;

– готовности педагогических кадров к работе в условиях здоровьесберегающего образования школьника.

  1. Разработана матрица здоровьесберегающего урока, исходя из того, что структурно – формирующим фактором здоровьесбережения ребёнка в современной школе выступают осуществляемые им формы предметно – практической деятельности, а также те отношения, в рамках которых они реализуются, которые прямо или косвенно воздействуют на сознание и поведение личности. Содержание, формы организации, методы и средства, используемые в образовательной среде, выстроены с учетом максимального сближения урочной и внеурочной поисково-исследовательской деятельности, постановки субъектной позиции, формирование контрольно — оценочной самостоятельности.
  2. В результате экспериментально – исследовательской работы разработана структурно – функциональная модель здоровьесберегающей образовательной среды на основе педагогического сопровождения, как комплекса педагогических условий для конкретного учебного заведения.
  3. Представлен результат педагогического эксперимента инновационной деятельности, направленной на формирование, сохранение и укрепление здоровья. Разработанная модель обогащает современную педагогику знаниями о процессе педагогического сопровождения здоровьесберегающего образования младшего школьника. Определён комплекс педагогических мер сопровождения, необходимых для успешного функционирования образовательного процесса в условиях здоровьесбережения. Выявлены исходные теоретические положения особенности образовательной среды, здоровьесберегающей деятельности, мониторинга показателей здоровья, содержания подготовки учителя начальных классов в системе педагогических наук.

Проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, о том, что педагогическое сопровождение здоровьесберегающего образования младшего школьника оказывает существенное влияние на его жизнеспособность, которая проявляется в адаптации к школьной жизни, системы жизненных ценностей, степени обученности, организации учебной деятельности. При этом образовательный процесс это не только в традиционном понимании учебно-воспитательный процесс и дополнительное образование, а целостная образовательная среда, с пространствами возможности для самореализации. Согласно новой парадигме образования, основное направление деятельности педколлектива в начальной школе — оказание помощи растущему человеку в раскрытии и развитии способностей, которые могли бы обеспечить ребёнку возможность справляться с собственной жизнью, добывать необходимые знания, осваивать и порождать адекватные обстоятельствам способы действия и поведения. Такой подход позволяет максимально приблизить образовательное учреждение к реальной жизни и способствует формированию адаптационных способностей ребёнка к разным видам социума, его индивидуализацию в нём, жизнеспособность.