В структуре научного знания выделяют два уровня – эмпирический и теоретический. Сами уровни научного познания различаются по ряду параметров: – по предмету исследования. Эмпирическое исследование ориентировано на явления, теоретическое – на сущность; – по средствам и инструментам познания; – по методам исследования. На эмпирическом уровне это наблюдение, эксперимент, на теоретическом – системный подход, идеализация и т.д.; – по характеру полученных знаний. В одном случае это эмпирические факты, классификация, эмпирические законы, во втором – законы, раскрытие существенных связей, теории.

В дальнейшем над эмпирическим уровнем надстраивается теоретический, связанный со всесторонним исследованием действительности в ее существенных связях и закономерностях. При этом оба вида исследования органически взаимосвязаны и предопределяют друг друга в целостной структуре научного познания.

Многие годы перед системой образования ставилась задача формирования научного мировоззрения, причем само слово – “научность” -имело двоякий смысл. Во-первых, полагалось, что научность есть безусловная марксистско-ленинская ориентация в сфере мировоззренческих идей и представлений. Во-вторых, – безусловная ориентация на научное знание при построении мировоззренческого образа действительности. Научные знания – основа мировоззренческих убеждений.

В современных условиях для сферы образования сохраняется второе “слагаемое”, т.е. второй смысл слова «научность».

Научность мировоззрения, призвана обеспечить современная система образования, – его ускоренность в современной научной картине мира, связь с содержанием научного знания, методами его развития, способами обоснования, формами организации.

Проблема понимания сущности научного мировоззрения и путей его формирования всегда являлась предметом особого интереса русской философско-педагогической мысли. В ней наиболее чётко просматриваются две тенденции, оформившиеся в 40-60-е гг. XIX столетия. Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую – западники. Идеологию западников поддерживали такие авторитетные мыслители и общественные деятели, как В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. В своих трудах они уделяли большое внимание вопросам формирования мировоззрения в контексте образования человека.

.

В середине XIX в. создаются социально-экономические, философские и общенаучные предпосылки для построения научной теории общественного развития, реализованные основоположниками марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс осуществили революционный переворот в развитии общественной науки и философии, приведший к созданию методологической базы для формирования комплекса науки об обществе. Новый этап в истории науки об обществе связан с именем В.И. Ленина, развившего в новую историческую эпоху все составные части марксизма.

Э.И. Моносзон правомерно подчеркивает, что «формирование научного мировоззрения возможно лишь тогда, когда знания об объективном мире усваиваются сознательно, т.е. когда учащиеся понимают сущность изучаемых явлений, закономерностей их развития, причинно-следственные связи, умеют творчески применять полученные знания к решению вновь возникающих перед ними учебных и практических задач».

Для понимания особенностей формирования научного мировоззрения  человека,  необходимо рассмотреть факторы, которые влияют на его формирование.
Фактор  – это  явление  внешнего  мира,  которое  влияет  на  формирование сознания  человека.  Сознание  человека испытывает влияния внешних и внутренних процессов, поэтому оно находится в постоянном процессе изменения. В зависимости от характера этого влияния проистекают особенности в формирования научного мировоззрения. Перед тем как рассматривать факторы формирования научного мировоззрения, необходимо познать факторы становления общего мировоззрения.
По своему происхождению и функциям мировоззрение не является самодостаточным, то есть не возникает из ничего и функционирует не зависимо от всего, процесс его формирования и характер появления имеют свои причины, их становление неразрывно связано с становлением самого человека. А сама личность мировоззренчески развивается под влиянием трёх факторов:
1.Естественно-биологического;
2.Социального;
3.Личностного.
Новорождённый “кандидат на человека” становится человеком, прежде всего, путём усвоения разных элементов общественной жизни. Вместе с элементами общественной жизни “кандидат на человека” усваивает наличные в обществе те или иные типы мировоззрения. Подчеркнём, что именно общество во всем его многообразии является главным фактором формирования и типа мировоззрения и типа личности. Возьмём, к примеру, людей с религиозным мировоззрением. Рождённый в Турции наиболее вероятно станет мусульманином, рождённый в Бирме – буддистом, в Индии – индуистом, а в России, Украине, Белоруссии – православным.
На новорождённого общество действует не непосредственно, а через его семью, ближайшее окружение, или, как говорят социологи, через микросреду, которое для новорождённого является всем обществом, всем “общественным бытием”, которое всегда определяет общественное сознание. Если семья или микросреда, в которую попал новорождённый, имеет какие-то специфические мировоззренческие отличия, то они, как правило, стают мировоззренческими отличиями и “кандидата на человека”. В этом плане общество и микросреда действуют на формирование мировоззрения человека почти что с силой естественного закона.
Наряду с семьей и микросредой огромное влияние на формирование мировоззрения человека оказывает воспитание ребёнка, подростка, юноши. Оно осуществляется системой семейного, общественного и государственного воспитания через детские ясли и садики, школу, детские и юношеские (пионерские, скаутские) организации. Именно здесь закладываются основы общения личности, выработка общественных идеалов, формируется идеал смысла жизни, идеал героизма, самопожертвования.
Ещё большее влияние на формирование того или иного типа мировоззрения оказывает социальное положение человека. Социальное положение рабочего, бизнесмена, служащего, крестьянина; а также более узко – инженера, военного, санитара, курьера, менеджера, студента, железнодорожника, агронома, учителя, шахтёра и так далее диктует каждому свои социальные интересы, которые вытекают из их социального положения и места в обществе. На эти социальные интересы, как бы на стержень, нанизываются все личностные вкусы, привычки, стремления и действия. Всё, что защищает, выражает социальные интересы нанизывается на этот стержень и удерживается на нём. На стержень социальных интересов и для выражения их нанизываются также разные элементы мировоззрения. Таким образом, мировоззрение, не зависимо от его истинности или ошибочности, всегда у личности имеет резко выраженный социальный характер. Исходя из своего социального положения человек, всегда принимает одни элементы мировоззрения и отбрасывает другие; к одним положениям мировоззрения чувствует симпатии, а к другим – отвращение. Изменение социального положения сплошь и рядом ведёт к изменению мировоззренческих ориентиров человека. При чём, это касается не только перехода из одного классового положения – рабочего, работодателя, крестьянина, служащего, – но и изменения всякого конкретного социального положения человека.
Важным социальным фактором формирования мировоззрения является время и национальные особенности общества, к которому принадлежит человек. У людей 21 столетия мировоззрение не то, каким оно было у людей периода средневековья; у нас не то, которое имеют современные африканский племена тутси и хутто, или у жителей американского штата Аризона. Национальные черты мировоззрения, не зависимо от национального осознания, формируются ещё в период детства. В национальных особенностях мировоззрения воплощается определенное понимание иерархии ценностей, особенности истолкования и оценки большинства смысложизненных идеалов. Это проявляется, прежде всего, в формировании бытового поведения и вкусов, фиксируется в колорите языка. Усваивая язык, ребёнок вместе с ней усваивает всю целостную культуру своего народа. Не случайно говорится: “Сколько ты знаешь языков, столько раз ты человек”, В языке, в речи наиболее полно воплощается вся духовная жизнь нации, народа.

Как видим, в обществе существует несколько важных факторов, влияющих на формирование типа мировоззрения. Что же касается факторов, так сказать, индивидуального плана, то их тоже несколько. Это обусловлено как природой, так и социальной многоплановостью самой личности человека. Обратимся сначала к данным самой природе психологических составных личности человека.

Благодаря полученным от природы особенностям своей психики человек в состоянии отразить и понять всё разнообразие окружающей действительности и в тоже время не свести всю свою духовную жизнь к отражению и познанию. В результате – духовный, субъективный мир человека, а вернее: всего человечества такой же неисчерпаем, как неисчерпаемым есть и мир материальный, объективный. Таким образом, для человека существует мир материальный и мир духовный, как два качественно различные, но оба мира – безграничные и неисчерпаемые по своему содержанию и объёму. Правда, в мире материальном есть то, что ещё не нашло своего отражения в мире духовном. Но все это полностью компенсируется тем, что в духовном мире есть то, чего нет и не может быть в мире материальном, а именно – продуктов фантазии, художественного творчества, в том числе и заблуждений.

Основными факторами формирования научного мировоззрения являются:
– государственная идеология  и  политика – требования государства сформировать стандарт жизненных позиций;
– средства  массовой  информации – влияние источников информации на сознание человека;
– межличностные  отношения  –   взаимодействия  между  людьми.
– культура  –  выражение  духовных потребностей  человека,   исторически  определенный  уровень развития общества, творческих сил и  способностей  человека, выраженный в формах организации жизнедеятельности  людей,  а также создаваемых ими  материальных  и  духовных  ценностей (музыка, искусство, философия и религия);
– ценностные    ориентиры – собственные моральные, эстетические  и  интеллектуальные чувства (отношение к труду, отношение к деньгам, отношение к Родине (патриотизм), отношение к семье).
Политические взгляды и государственная идеология.
Прежде  чем  начать  рассмотрение  этого  фактора,  необходимо  сказать несколько слов о сущности такого явления, как государственная идеология.
Государственная идеология – политика государства по формированию образа мыслей  и  стиля  поведения  своих  граждан,  направленное  на  установление контроля над развитием личности человека, стандартизовав ее и сформировав  в ней именно те качества, что нужны обществу и государству.
Яркие примеры воздействия государственной идеологии на людей мы видим в авторитарных или тоталитарных государствах,  например  СССР  или  нацистская Германия. В них, государственная идеология,  оправдывая  свое  существование фактором внешней  и  внутренней  опасности,  ничем  не  прикрываясь,  вещала пользуясь всеми СМИ и напрямую оказывала давление  на  умы  граждан,  широко используя  такие  тоталитарные  методы  как  запугивание   и    замалчивание недовольных,  жесткую  цензуру  и  монополизацию  права  на   предоставление информации.
Казалось  бы,  в  свете  вышесказанного,  современные  так   называемые демократические государства не имеют ничего подобного – ни четко  выраженной и официально признанной идеологии а значит  –  ни  давления,  ни  морального насилия. Однако это не значит, что официальная идеология как таковая  вообще отсутствует.   Идеология   обязательно   должна   присутствовать   в   любом государстве – так как именно она  определяет  основной  курс  государства  в политике и определяет отношение граждан к государству.
В свете этих фактов, не вызывает сомнения то, что в современной  России имеется   государственная   идеология.    Это   так   называемая   идеология либерализма, впервые появившаяся в Англии. Основной  постулат:  преобладание личных интересов над общественными (общество нужно постольку, поскольку  оно помогает отдельному  его  члену).  Основные  ценности:  свобода  человека  в решениях  и  действиях,  самодостаточность  человека,  отсутствие   реальных механизмов создания ответственности за свои поступки перед  другими  людьми. Следует сказать, что идеология либерализма  была  перенесена  на  российскую землю  достаточно  спонтанно  и   механически   –   прозападно   настроенное правительство  избрало ее в качестве замены для коммунистической  идеологии, частично развалившейся, частично разрушенной. Однако либеральная идеология, как известно из истории, никогда не  была распространена в  России  (кроме  узких  кругов  прогрессивной  буржуазии  и интеллигенции  в  конце  XIX-  начале  XX  веков),  так   как   противоречит традиционной  русской  культуре  с  ее  общинными  началами,   преобладанием коллективистских чувств, отсутствием меркантильности.  Именно  поэтому,  как мы видим сегодня, через 10 лет после начала внедрения в  страну  либеральной идеологии – она снова не нашла в России  успеха,  распространившись  лишь  в кругах прозападно ориентированной интеллигенции.
Таким образом, в  среде молодежи официальная  идеология  государства  отклика  не  находит,  большая часть  молодежи  аполитична  (причины   –   недоверие   политикам,   большое количество  бытовых  проблем)  и  не  имеет  четко  выраженных  политических убеждений. Вероятно, по  этой  причине  в  России  на  настоящий  момент  на существует ни одной по настоящему массовой молодежной партии.
Социальное отчуждение проявляется чаще всего в  апатии,  безразличии  к политической  жизни  общества,  образно  говоря,   в   позиции   «стороннего наблюдателя».   На   уровне    самоидентификации    проявление    каких-либо определенных   политических   установок    минимально.    Вместе    с    тем эмоциональность,  легковерность  и  психологическая  неустойчивость  молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.
Средства массовой информации.
Все возрастающую роль в  современной  жизни  играют  средства  массовой информации  (СМИ),  через  которые  человек  сегодня  не   только   получает необходимую ему  информацию  (такую  как  новости),  но  и  черпает  из  них поведенческие стереотипы,  ценности  и  идеалы  и  многое  другое.  Средства массовой  информации  сегодня   вышли   за   пределы   своего   изначального предназначения – распространения информации и превратились, наряду  со  всем прочим, в один из факторов формирования мировоззрения.
Телевизор,  радио,  газеты  – жизненно  необходимые  вещи  для  студентов,  он  ощущает  острую   нужду   в информации, которую он черпает именно из СМИ.
Межличностные отношения.
Кроме факторов направленно влияющих на молодежную среду  извне,  нельзя игнорировать те процессы, которые  происходят  непосредственно  внутри  этой социальной группы. Межличностные отношения являются основным фактором воздействия  и формирования мировоззрения.  И  именно  в  среде  молодежи  общение  сегодня проходит  далеко  не  безпроблемно,  конфликты  наблюдаются  как  с   людьми старшими по возрасту (вопрос пересмотра  традиционных  ценностей)  и  внутри молодежной группы. Разрешить данный проблемы достаточно сложно, так как  они вызваны   специфическими   чертами   характера   подрастающего    поколения: максимализм, требовательность, желание возвысится над сверстниками.
Культура
Одним из важнейших показателей  молодежной  культуры  является  музыка. Одним  из  предпочтительных  для  молодежи  в  современной  музыке  является прогрессивное направление. Прогрессивное  направление  характеризуется  тем, что ведущую роль в нем и грает ударные  частые  элементы,  наличие  неживого компьютерного  инструментала.  По  мнению  молодежи,  это  направление  дает возможность проявлению  фантазии, в отличии  от  легкой  популярной  музыки, которая также распространена в молодежной среде. Так  называемая  поп-музыка характеризуется отсутствием смысловой нагрузки на текст и  особой  легкостью восприятия. Эти типы музыки  распространены  на  дискотеках,  радиостанциях, телевидение. Однако все большее количество молодых людей увлекается рок направлением в   музыке,   которое   можно   смело   противопоставить   вышеперечисленным направлениям. Для рок-музыки характерна более серьезная смысловая  нагрузка, реалистичное изображение мира в  текстах  песен,  иной  музыкальный  размер. Тенденция  увлечения  рок-музыкой  в  среде   современной   молодежи   можно объяснить как своеобразный протест против упрощенности популярной  музыки  и агрессивности прогрессивного направления. Музыка,   как   показывают   исследования,   несомненно    влияют    на психофизическое состояние человека, поэтому необходимо  серьезнее  отнестись к данному аспекту современной культуры.
Религия – это тип мировоззрения, господствующий в обществе. Она диктует нормы морали, правила поведения,  общественные  ценности,  причем  подчас  в строгой,  догматической  форме,  не  оставляя  права  выбора  и   мета   для размышлений.
Ценностные ориентиры.
Одним из основных критериев оценки сформированности  личности  является способность к созидательному труду и отношение к нему. Именно способность  к целесообразному   созидательному   труду    отличает    общественно-полезную личность. Молодое поколение  возвращается   к традиционным ценностным ориентирам. Незыблемыми  авторитетами являются – Отечество, семья, дети.
Библиография

 

1.      Александрова, Н.М. Среда обучения компонент образовательной среды Текст. / Н.М. Александрова, Д.Г. Колодан // Мир психологии. – 2005. -№1.-С. 210-220.

2.      Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.

3.      Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980. – Т.1 – 232 с.

4.      Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. -380 с.

5.      Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. – 339 с.

6.      Ашманис М.Г. Мировоззрение и условия его формирования. Рига, 1977.

7.      Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. -464 с.

8.      Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 2001.-352 с.