Основной задачей образовательно-воспитательного процесса является формирование мировоззрения. Оно накладывает отпечаток на психику и деятельность обучающегося, на отношение к будущей профессии, учебе, коллективу. Мировоззрение является сильным побудителем и регулятором в поведении и деятельности. Оно влияет на ценностную ориентацию людей и в значительной степени определяет направленность в целом, которая сказывается на характере личности. Мировоззрение действенно, если знания, представления, идеи, составляющие его основу, стали убеждениями. В отличие от знаний убеждение - это более сложное образование, которе представляет собой устойчивый сплав познавательных, эмоциональных и волевых процессов.
Мировоззрение у личности формируется под воздействием внешних и внутренних факторов:
- внешние факторы: 
а) историческая эпоха;
б) определенный социально-экономический строй общества;
в) особенности культуры (религиозная или атеистическая, национально-этническая специфика и др.);
г) социально-классовая структура общества и место, занимаемое в ней человеком;
д) общественная микросреда человека (семья и ближайшее окружение – друзья,  учебные и трудовые коллективы, бытовое окружение и т.п.);
- внутренние факторы:
а) самовоспитание; 
б) самообразование; 
в) самореализация в практической деятельности .
Формирование мировоззрения личности студента - процесс содержательного изменения структурных компонентов (ценностно-нормативного и познавательного) образовательной деятельности для достижения ее более высокого уровня путем целенаправленного воздействия на него образовательными средствами; под средствами формирования мировоззрения личности студента - все методы и технологии, позволяющие ему достигнуть более высокого уровня профессиональной подготовки (вид деятельности, образовательная среда; содержание, способы организации деятельности) в вузе .
Важное место в формировании научного мировоззрения у студента принадлежит науке. Воздействуя на ценности личности студента через систему образования, наука формирует в структуре личности студента высокий ценностный статус научного знания и научной деятельности, делая тем самым науку одной из ведущих ценностей в структуре ценностного сознания. Осознание студентом ценностного статуса науки создает объективную возможность и потребность будущего специалиста в научном подходе к явлениям окружающей действительности .
Поэтому большое внимание должно уделяться качественной подготовке к чтению лекций с использованием проблемного метода обучения, применение которого вызывает определенный интерес к изучаемой проблеме, побуждает, стимулирует самостоятельную творческую работу студентов .
Другим фактором дальнейшей интенсификации образовательного процесса, повышения эффективности лекций и других форм занятий является широкое использование технических средств обучения, наглядных пособий, художественной и публицистической литературы .
Формирование научного мировоззрения нельзя рассматривать как простое прибавление новых знаний к тому миропониманию, которым уже обладает человек. Нередко прежнее миропонимание вступает в противоречие с той информацией, которую передает студенту преподаватель. Поэтому достичь успехов в формировании научного мировоззрения студентов можно лишь тогда, когда специалист той или иной области науки или техники сам подготовлен, обладает не только широким научным кругозором, но и методом эффективного воспитательного воздействия .
Научное мировоззрение, которое должно быть сформировано в результате системы высшего образования, может быть осмыслено только как интегральный результат усилий, условий, средств и т.п., всех учебных предметов, которые, в соответствии с содержанием и уровнем развития, участвуют в необходимых для' этого мeжпредмeтных взаимодействиях. Синтез знаний из различных учебных предметов охватывает целостный процесс развития от эмпирии до высших теоретических обобщений, лабораторных упражнений до целостного мировоззрения .
Формирование научного мировоззрения студентов во внeучeбнoе время должно проходить в виде политического информирования, клубов по интересам, тематическим вечерам, научно-исследовательской работы и т.д.
Научно-исследовательская работа играет важную роль в овладении студентами стройной системой знаний, способствует формированию научного мировоззрения, воспитанию убежденности в истинности демократических идеалов, учит студентов самостоятельности и умению ориентироваться в огромном потоке научной информации, критическому мышлению. А также научно-исследовательская деятельность развивает умение у студентов к самовыражению в науке .
Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются ключевые компетенции:
- ценностно-смысловая компетенция
- общекультурная компетенция 
- учебно-познавательная
- информационная 
- коммуникативная
- социально-трудовая
- личностная компетенция  (самосовершенствование).
Рассмотрение процесса формирования научного мировоззрения студентов как результат лишь образовательно-воспитательной работы без учета всей совокупности социальных условий лишает воспитательную работу ее материальной базы и действенности. С другой стороны, абсолютизация значения объективных условий может привести к существенному отставанию нравственного, культурного развития .
Успешное решение этой задачи обеспечивается деятельностью по совершенствованию социальных условий жизни и повышением уровня oбразовательнo-вoпитательнoй работы.
В образовательно-воспитательном процессе еще слабо реализуются принципы и установки педагогики сотрудничества, которая предполагает переход от командно-административных методов обучения и воспитания к диалогу и демократизму, к сочетанию меры внешнего воздействия, с развитием внутренней активности, с выработкой личностной мировоззренческой установки на деятельное овладение достижениями культуры. А это возможно при установке на воспитуемого не только как объекта воспитания, но и как субъекта самовоспитания, что, в свою очередь, предполагает высокую культуру воспитания, доверительное общение, равноправный диалог.
Таким образом, основные затруднения, вызванные при формировании  научного мировоззрения, являются:
- разработка и реализация программы формирования основ научного мировоззрения студентов;
- использование технических средств обучения, наглядных пособий, художественной и пyблистической литературы и т.д.;
- организация самостоятельной познавательной деятельности студентов, направленной на углубление их научного мировоззрения.



Библиография

  1. Александрова, Н.М. Среда обучения компонент образовательной среды Текст. / Н.М. Александрова, Д.Г. Колодан // Мир психологии. – 2005. -№1.-С. 210-220.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.
  3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980. – Т.1 – 232 с.
  4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. -380 с.
  5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. – 339 с.
  6. Ашманис М.Г. Мировоззрение и условия его формирования. Рига, 1977.
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. -464 с.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 2001.-352 с.