Карачаево-Черкесский государственный университет

г. Карачаевск.

Одна из серьезных проблем современной системы образования заключается в том, что традиционно учитель в процессе обучения ориентируется преимущественно на среднего ученика, в то время как ученики с высоким и низким уровнем развития как бы выпадают из «поля зрения» и остаются за «бортом учебного процесса». В связи с этим «сильный» ученик опускается до уровня «среднего», а «слабый» еще больше отстает от сверстников.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ передового  педагогического опыта лучших учителей г. Карачаевска, Карачаево-Черкесской республики показывают, что эффективным средством формирования познавательной самостоятельности и активности, учащихся в процессе обучения является самостоятельная работа. Проблеме самостоятельной работы посвящены исследования многих педагогов. Среди них наиболее известны работы А.В. Белошистой, Н.Б. Истоминой, Лейтес Н.С., Талызиной Н.Ф., Фридман Л.М. и др. [1]

Ученик, получая знания и теоретически обоснованные способы действий, может самостоятельно вырабатывать способы решений поставленных проблем. Следует отметить, что в сохранении активности мыслительной деятельности на уроке и дома играет интерес учащегося к тому, что он делает. Одним из инструментов для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности учащегося, является самостоятельная работа.

При этом самостоятельные работы должны преследовать следующие цели:

– Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения и т. д.;

– Развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;

– Поддерживание интереса к деятельности учащихся вообще;

– Развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижения цели, самостоятельность;

– Регулярный контроль успеваемости учащихся по предмету.

Психологи и дидакты выделяют четыре разновидности самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Каждая из них отличается спецификой целеполагания и планирования:

– Постановку цели и планирование предстоящей деятельности ученик осуществляет с помощью учителя;

– Только постановка цели осуществляется с помощью учителя, а планирование предстоящей работы выполняется учеником самостоятельно;

– Постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляется учеником самостоятельно в рамках предъявленного учителем задания;

– Работа осуществляется учеником по собственной инициативе; он без помощи учителя, сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно ее выполняет.

Чтобы преподаватель мог активно вмешиваться в процесс учебного познания и управлять им, необходимо:

▪ разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;

▪ совершенствовать формы и методы контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся;

▪ осуществлять индивидуальный подход к учащимся.[3]

Познавательная самостоятельность, которая является залогом успешной самостоятельной деятельности, формируется главным образом в процессе их самостоятельной работы. В то же время, в рамках самостоятельной работы наиболее эффективно реализуются идеи уровневой дифференциации, поскольку именно такая форма работы позволяет учащимся работать в своем темпе, выполнять посильные задания, которые учитель подбирает из учета особенностей познавательного и учебного уровня ученика.

И. Унт под самостоятельной работой ученика понимает такой способ учебной работы, где:

▪ учащимся предлагаются учебные задания и руководство для их выполнения,

▪ работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством,

▪ выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения.

Трудно переоценить значение самостоятельной работы учащихся, потому как без нее невозможен процесс овладения знаниями на различных этапах урока: при изучении нового материала, его закреплении, систематизации, контроле.[1]

Существуют требования к самостоятельной работе:

1) обучать школьников на уроках правильным, рациональным приемам самостоятельной работы;
2) следить, чтобы у учащихся не было перегрузки, вызванной этими заданиями;
3) использовать время на уроках с максимальной продуктивностью.

В теории и практике обучения наиболее распространены следующие подходы к классификации самостоятельных работ:

▪ по дидактическим целям (обучающие, контролирующие, развивающие);

▪ по уровню самостоятельности учащихся (по образцу, реконструктивно-вариативные, частично-поисковые (эвристические), исследовательские (творческие));

▪ по степени индивидуализации (общеклассные, групповые и индивидуальные);

▪ по источнику и методу приобретения знаний (работа с книгой, решение и составление задач, лабораторные и практические работы, подготовка докладов, рефератов и т.д.)

▪ по форме выполнения (устные и письменные самостоятельные работы);

▪ по месту выполнения (классные и домашние).

Рассмотрим некоторые виды самостоятельных работ и их сочетание более подробно.

Классификация по степени индивидуализации включает общеклассные, групповые и индивидуальные самостоятельные работы. Их проводят, в той или иной мере учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, в условиях органического соединения индивидуальной и коллективной деятельности учащихся.

Самостоятельные работы по дидактическому назначению можно разделить на обучающие, контролирующие и развивающие.

Обучающие работы предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на усвоение знаний и выработку умений применять их. Они часто носят индивидуальный характер и предназначены для ребят, по тем или иным причинам, не усвоившим материал вместе с остальной частью класса. Обучающие самостоятельные работы в свою очередь подразделяют на работы по формированию знаний и работы по формированию умений. Во всех случаях надо стремиться проводить обучающие работы в непринужденной, деловой обстановке, чтобы ребята не боялись задавать любые вопросы, были бы уверены, что за ошибки их не накажут, а там, где требуется, помогут, покажут, повторно разъяснят непонятое.

В приложении 1 представлены примеры обучающей (корректирующей) самостоятельной работы по алгебре и началам анализа в 10-м классе. Она предлагается ученикам в виде карточек, в которых присутствуют следующие пункты:

  • опорная формула;
  • решенные примеры;
  • примеры для самостоятельного решения.

Для большей эффективности самостоятельной работы учащихся в процессе обучения я во время прохождения педагогической практики применяла тесты с выбором ответа и карточки-задания. В таких работах я стараюсь включать вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и ранее изученным.

Развивающие самостоятельные работы даются либо индивидуально каждому ученику, либо всему классу сразу с целью привлечения внимания к нестандартным заданиям, которые способствуют развитию логического мышления. Такие задания полезно давать ученикам в качестве домашней работы. На уроках развивающим задачам обычно отводят немного времени и предлагают ученикам в конце урока, если остается время после изучения запланированного материала, либо в начале, в качестве разминки. Если систематически уделять 5-10 минут урока таким задачам результаты не заставят себя ждать.

Например:

  1. Найти сходство (общие признаки, свойства, характеристики) у разных геометрических объектов (у ромба и прямоугольника; треугольника и трапеции; окружности и сферы; смежных углов и вертикальных углов и т. д.).
  2. а) Перечислить как можно больше геометрических объектов с данным свойством (имеет прямой угол; содержит 4 отрезка; диагонали точкой пересечения делятся пополам; можно вписать окружность). б) Перечислить как можно больше предметов, обладающих несколькими заданными свойствами (имеет прямой угол и острый; имеет два равных угла).

Развивающими являются самостоятельные работы с переадресацией цели. Например, задания с кодами. На урок задаются примеры, решая которые ученик получает ответ. Все ответы и посторонние значения заносятся в таблицу, где напротив значения указана буква или слог. Из полученных ответов-букв (слогов) складываются слова или предложения.

Контролирующие самостоятельные работы призваны проверить степень усвоения материала учениками для своевременной коррекции знаний и накопления оценок. Нередко со всеми учащимися класса проводятся двух и более вариантные самостоятельные работы, идентичные по содержанию. Ныне же все большее применение получают дифференцированные самостоятельные работы, соответствующие разному уровню подготовленности учащихся одного и того же класса. Обычно в практике обучения используются до восьми вариантов разноуровневых заданий.

Математический диктант – давно оправдавшая себя форма самостоятельной работы. Он может носить как контролирующий, так и обучающий характер. Математический диктант предусматривает несколько заданий. Текст вопросов, легко воспринимаемый на слух, требует краткого ответа и несложных вычислений. Для проведения диктанта можно использовать звукозаписи, что позволяет проводить двух вариантные диктанты (например, мужской голос читает I в., женский II в) это дает время на выполнения задания учащимся одного варианта, пока другой вариант слушает свое задание.

Экспресс-диктант проводится как обычный диктант, но ответы записываются учащимися в двух экземплярах (под копирку). Контрольный экземпляр сдается преподавателю, по оставшемуся экземпляру идет фронтальная проверка. Достоинством такой работы является быстрая обратная связь.

Опрос-эстафета. Проводится как соревнование трех команд. По указанию учителя учащиеся выходят по одному из команды, выполняют часть примера своего варианта и передают “эстафету” следующему по команде.

При оценке учитывается не только скорость выполнения задания, но и качество решения. Такие работы вызывают интерес и активизируют работу учащихся. Для активизации работы учащихся с успехом применяю работы – пяти минутки, проводимые в начале урока, для установления рабочего настроя учащихся или в конце урока для подведения итогов занятия. Такие самостоятельные работы значительно повышают внимание учащихся на уроке.

В своей практике для развития самостоятельности мышления, я использую самостоятельные и контрольные работы не менее чем в четырех вариантах. В зависимости от степени сложности темы, работы дифференцируются по уровням сложности. Обычно применяю 2 уровня сложности, реже три. К первому, более легкому уровню, часто прилагается справочный материал, опорные формулы.

Одним из видов самостоятельных ра6от, являются работы в которых дифференцирована лишь помощь, оказываемая учащимся. Основу такой работы составляют одни и те же задания. Варьируется только система указаний для групп учащихся с различным уровнем подготовленности. Такие работы Г.И. Саранцев называет многовариативными. Степень подсказок может быть разной, вплоть до заполнения пропусков необходимыми вычислениями.

Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного вида обычно содержат в себе задачи, по условиям которых учащимся приходится анализировать новые для них ситуации, переформулировать их, выбирать из известных способов наиболее рациональные. Они отличаются от работ по образцу тем, что при их выполнении необходимо преобразовать исходные данные, т.е. проявить более высокий уровень самостоятельности.

Обычно состоит из 3–4 последовательных заданий, где решение каждого последующего опирается на результат предыдущего. Учащиеся, решив первый пример, сверяют результат с ответами ко всем примерам. Если ответ не совпадает ни с одним, то учащийся возвращается к решению, исправляет ошибку и только тогда приступает к решению второго примера.

Такие работы развивают внимательность и самоконтроль.

Еще более высокий уровень самостоятельности учащиеся проявляют при выполнении частично-поисковых (эвристических) работ, требующих переноса знаний и умений в необычные, нестандартные ситуации. Обычно эвристические задачи используются при проведении олимпиад, турниров, конкурсов.

Высшая степень самостоятельности учащихся проявляется при выполнении исследовательских (творческих) самостоятельных работ. Здесь, пользуясь накопленными знаниями и умениями, выдвигая и проверяя собственные гипотезы и суждения, они учатся открывать для себя новые сведения об изучаемых объектах. Такие задачи обладают наибольшим развивающим потенциалом. Полезно сначала задавать подобные самостоятельные работы на дом, чтобы ребенок мог попробовать решить задачу без помощи учителя, вникнуть в суть, предложить свой способ решения, а уже затем обсудить решение всем коллективом. Включают возможность решения задач несколькими способами, составление задач и примеров самими учащимися и т.п. наиболее важны из всех видов самостоятельных работ.

Учащихся следует обучать умениям и навыкам самостоятельного учебного труда, среди которых одним из основных является умение работать с учебной, справочной и периодической литературой. Для обучения учащихся внимательному и целенаправленному чтению на уроке я вначале излагаю новый материал, а затем предлагаю учащимся самостоятельно прочитать соответствующий параграф, обращая особое внимание на основные положения.

После изучения определенного раздела, темы учащимся предлагается подготовить сообщения, доклады, рефераты для выступления на уроке, на занятиях кружка. Темы выбираются заранее. К этой работе привлекают всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и способностей.

Написание докладов и рефератов – высшая ступень самостоятельной работы с книгой, так как она связана с чтением нескольких литературных источников, использование первоисточников, выборкой и систематизацией материала. В процессе подготовки учащиеся используют учебник, научно-популярную литературу, журналы. Я стараюсь оказывать им постоянную помощь в подборе литературы, составлении плана, тезисов и т.д.

Самостоятельные работы разных типов и видов с большим или малым количеством вариантов призваны обеспечить индивидуализацию обучения, его гуманизацию. Они направлены в первую очередь на развитие познавательной самостоятельности ребенка, которая очень необходима для жизни в современном информационном обществе.

Как же научить учащихся работать самостоятельно на уроке? Необходимо регулярно во время совместной работы учителя со всеми учащимися обучать их приемам самостоятельной работы: самоконтролю и самооценке. Необходимо отрабатывать организационные формы коллективной (парной) самостоятельной работы, включая эти формы в процесс объяснения или закрепления. Чтобы самостоятельная учебная деятельность протекала успешно, необходимо обязательно проверить у каждого результаты всех видов самостоятельной работы. Такую контролируемость можно осуществить, доверив большую часть учащимся.

Опыт моей работы во время прохождения педагогической практики в школах г. Карачаевска, КЧР по теме исследования позволяет сделать следующие выводы:

  1. Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является умело организованная система самостоятельных работ.
  2. Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников.
  3. Органически связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении различных практических задач.
  4. Контроль за выполнением самостоятельных работ содействует организации тематического учёта знаний школьников, помогает мобилизовать деятельность учащихся, способствует развитию мышления учащихся.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: уч.пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений.- М.: Владос, 2005г. – 455с.
  2. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997-288с.
  3. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: просвещение 1988г.

 

Статья представлена научным руководителем – Кущетеровой .Ф.Т. к.п.н. доцент кафедры математики и методики ее преподавания