Карачаево-Черкесский государственный университет имени   У. Дж. Алиева, г. Карачаевск, Россия

Аннотация. Будущий учитель, вступающий самостоятельно в профессиональную деятельность, должен обладать крепким, ясным представлением о сути, принципах и содержании управления педагогическими системами. Данные знания окажут помощь с самого начала войти в ритм работы школы, понять известную структуру ее функционирования, найти и войти в профессиональные деловые взаимоотношения с дирекцией, учителями, учащимися и родителями.

Ключевые слова.   Педагогическая наука, педагогический процесс, управленческая наука, научный характер.

Управление относится к деятельности, которая сосредоточена на формировании решений, консолидации, проверке, координации объекта управления в соответствии с заданной целью, анализе и обобщении результатов.

Объектами управления могут быть биологические, технические, общественные системы.

Одной из различных социальных систем является система образования, которая действует в рамках страны, столицы, региона, города. Министерство образования РФ, отделы образования в разных республиках или небольших городах выдают соответствующие документы об образовании управления.

Общая школа как элементарная статистическая социальная система является объектом в школьной администрации. Таким образом, мы можем говорить об управлении школой и ее некоторыми компонентами или частями, которые обеспечивают подсистемы общей системы общеобразовательной школы. Такие подсистемы представляют собой единый педагогический процесс, систему урок, систему воспитательной работы школы, систему эстетического развития учащихся. Законы, регулирующие управление некоторыми школьными подсистемами, концентрируют сущность и содержание в школьном самоуправлении.

Внутри школа управляет целенаправленным, продуманным взаимодействием участников в неделимом педагогическом процессе на вершине ассимиляции его объективных законов, стремясь достичь оптимального результата. Взаимодействие участников в одном педагогическом процессе — это последовательность одновременных, взаимосвязанных влияний или функций: педагогический анализ, постановка целей и планирование, организация контроля, регулирования и исправления. Традиционное суждение о внутренней администрации школы было выявлено в таких характеристиках, как целенаправленное влияние субъекта на объект управления; как влияние господствующей системы на контролируемую систему для того, чтобы перевести его в новый вид, для включения элементов научной – педагогической работы.

При всем этом, с началом активного обращения к личности учителя и педагога, с внедрением гуманистических идей в педагогический процесс, потребовалась значительная корректировка и переоценка теоретических образований в современной школьной администрации. Философия влияния в школьном управлении заменяется философией взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного послушания. Теория управления школой значительно сужена по теории педагогического менеджмента. Влияние руководства привлекает перед личным устремлением, занятие менеджера (менеджера) основано на результате подлинного уважения, доверия к собственным сотрудникам, образования для них условий для успеха. Фактически, эта сторона управления в значительной степени связана с действием педагогического менеджмента.

Понимание идей управления, их передача в область школьных исследований приводят аргумент в пользу развития самостоятельного направления – в рамках управления школами.

Одной из отличительных особенностей формирования нынешней системы образования является переход от государства к государственно-государственной организации управления. Основная идея государственно – общественного управления образованием – соединить старания страны и общества в проблеме образования, предоставлять воспитателям, студентам, родителям в основном права и независимость в выборе содержания, конфигураций и методов организации образовательного процесса, в пользу различных личностей образовательных организаций. Выбор человека прав и независимости порождает человека не только как субъекта образования, но и как предприимчивого человека, независимо устанавливающего личные предпочтения из широкого круга образовательных программ и учебных заведений.

Государственный характер системы организации отмечает, что государство имеет единую государственную политику в области образования, зарегистрированную в законодательстве Российской Федерации «Об образовании», которая была введена в эксплуатацию в 2010 году. В соответствии с этим сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетом. Приоритет в сфере образования также предполагает существенное решение материальных и финансовых вопросов. Организационной основой государственной политики в системе образования является Федеральная программа формирования образования, принятая высшим органом законодательной власти России – Федеральное собрание на предполагаемый период времени.

 Программа РФ сформулирована организацией –управленческого проекта, смыслом его является социальное мнение политики государства в области образования, данными следствий анализа состояния, тенденций и будущего в формировании образования. Как следствие, программа заключает три основных раздела: синтетическое, освещающее благополучие и тенденции в образовании; концептуальные, безгласные главные цели в задачах и этапах программы деятельности; как организовать и определять основные виды деятельности и пределы их результативности.

Государственный характер управления системой образования закреплен в результате набора позиций государственной политики в области учреждения, сформулированных в законодательстве Российской Федерации «Об образовании»:

– гуманистический характер образования, приоритет универсальных ценностей, жизни и здоровья человека, бесплатное образование личности; формирование гражданства и любви к Родине;

– целостность федерального, цивилизованного и образовательного пространства;

– защита системы образования межнациональных культур и региональных культурных традиций в соглашениях многонационального государства;

– общая доступность образования, адаптируемость системы образования к уровням и характеристикам развития и обучения студентов;

– духовная природа образования в государственных, муниципальных образовательных организациях;

– суверенитет и плюрализм в образовании;

– демократический, государственно – общественный характер представления ассоциацией;

– автономность образовательных ассоциаций. [5]

Государственный характер управления системами образования также выражается в соблюдении прав граждан России на установление независимо от расы, национальности, стиля, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и официального тезиса, социального происхождения, места жительства, взглядов на религию.

Органы управления образовательными системами в регионах проводят государственную политику, соблюдая государственные образовательные стандарты, в том числе федеральные и национально-региональные компоненты, определяя обязательный максимум содержания образовательных программ и минимальный объем учебной нагрузки студентов, требования к уровню обучения выпускников. Задача органов образования заключается не только в предоставлении формальных гарантий для воспитания, но и в разработке соглашений о самоопределении и самореализации лиц.

Для последовательной реализации государственной политики в области образования в стране сформированы соответствующие государственные органы правительства: федеральные (узловые); ведомственная; Республиканский (республики в Российской Федерации [2].

Органы управления страны – министерства образования и управления образованием в районах, автономных областях, разрешают похожие вопросы, такие как:

– составление и выполнение целевых федеральных и международных программ;

– составление государственных образцов и доказательство достоверности документов об образовании;

– государственная аккредитация образовательных организаций, урезание лимита общественной аккредитации;

– тестирование преподавательского состава;

– разработка системы образования в стране, отдельном регионе, и определение названий профессий и специальностей для тех, кому проводится обучение;

– финансирование образовательных организаций, формирование общественных организаций и развитие системы учреждения;

– разработка государственных стандартов для финансирования образовательных организаций, материально-техническая согласованность образовательного процесса;

– прогнозирование сети образовательных организаций, проверка реализации бюджетного и финансового законодательства Российской Федерации в системе образования.

Важнейшие признаки социального управления. Коллективный характер управления системой образования выражается в том, что наряду с государственными органами формируются государственные органы, в том числе представители учительских и студенческих коллективов, родителей и общественности. Истинным воплощением коллективного характера управления образованием является деятельность коллективного органа, правительства, школьного совета. Обязанности членов работы совета назначаются Стандартным тезисом о среднем общеобразовательном учреждении

Администрация школы проводит один раз в год конференцию.

Конференция располагает большими правами, на ней определяется совет школы, ее председатель, определяется срок их деятельности. Любое учебное заведение приобретает Устав на конференции. Аналогичным образом, Устав общеобразовательной школы в ее собственных тонкостях отличается от Устава остальных школ, но общее руководство Уставом превозносится Типовым тезисом об общеобразовательном учреждении. Коллегиальный орган школы утверждает основные цели и образования, очертания повышения качества учебно-воспитательного процесса, определяет стиль обучения. Школьный совет может организовывать преходящие или стабильные комиссии, штабы, советы по отдельным направленностям работы образовательного учреждения и определяет их права, обязанности, пределы полномочий. Делегаты конференции с правом голоса избираются в собраниях своих коллективов, студентов II и III уровней, учителей, родителей (лиц, которые их заменяют), представителей общественности. [3]

Между конференциями в роли высшего руководящего органа выставляется коллегия школы (общеобразовательное учреждение).

 Дело школьного совета осуществляется по следующим основным направлениям:

– обеспечивает выполнение решений конференций;

– наравне с родителями (лица, которые их заменяют) предусматривает социальную защиту студентов, когда они рассматривают проблемы в публичных и государственных органах в отношении интересов студентов;

-определяет возраст учащихся, обучающихся в первом классе, необходимость и внешний вид студенческой формы;

-выбирает отчеты о расходовании бюджетных ассигнований, создает личный фонд, устанавливает направление использования бюджетных и внебюджетных фондов учебного заведения;

– заслушивает доклады о работе директора школы, его заместителей, персональных учителей;

– совместно с администрацией общеобразовательного учреждения и его личных объединений организует условия для педагогического воспитания родителей.

Спокойствие в школе, обычно возглавляемое представителями общественности или родителей, функционирует в тесном контакте с администрацией школы и общественными объединениями. Совет принимает свои собственные постановления до информации родителей или лиц, какие их замещают. Постановление совета считается приемлемым, если присутствуют больше двух третей членов совета. не Одним из основных показателей повышения общественного характера управления организацией является денационализация организационной системы и диверсификация образовательных ассоциаций [2].

Денационализация означает, что негосударственные образовательные учреждения начинают наравне с государственными учреждениями, они перестают быть в структуре государственного аппарата, учителя и педагоги, учащиеся и родители функционируют на основе личных интересов, а не требований региональных, национальных, профессиональных, конфессиональных ассоциаций. [1].

Поручение негосударственного образовательного учреждения осуществляется косвенно его учредителем или его инструкциями попечительский совет, созданный по усмотрению учредителя. Негосударственное образовательное образование имеет в своем распоряжении свой Устав, который определяет полномочия попечительского совета, структуру управления, график предопределения и предпочтения руководителя образовательного учреждения.

                   Список литературы:

1. Ананьев Б. Г., // Избранные психологические труды: в 2-х тт. – Т. 2. -М.: Педагогика, 1980. –С. 287.

2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Избранные труды. – М.: Наука,1998. Адаптивное управление педагогическими системами: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2008. – С. 68-75.

3. Бабурина А.А. Среднее и среднее специальное образование в современной Англии. Киев – Одесса: Высшая школа, 1985. – С.127.

4. Буров А.А. Петербургские «русские школы» и распространение грамотности среди рабочих в первой половине XVIII века. – Л.: ЛГПИ, 1957. – С. 89-93.

5.Басаев Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентному подходу // Инновации в образовании. – М., – 2007, №1. – С. 19-16.

Login