КЧГУ    

С первых занятий у детей младшей группы вырабатывают навыки учебной деятельности: приручают занимать свое место, сидеть прямо и вставать, когда входит взрослый или предложит воспитатель; ребенок должен научиться слушать указания и пояснения педагога, воспринимать показываемое и делать то, что ему предлагают, отвечать на вопросы; воспитывают умение вместе заниматься, не мешать друг другу, одновременно начинать и прекращать действие, в случае необходимости спокойно ждать своей очереди. Педагог должен хвалить детей за хорошее поведение, конкретно указывая, в чем оно выражается. Маленький ребенок не может длительно сохранять одну и ту же позу, выполнять одно и то же действие, поэтому воспитатель спокойно относится к кратковременным отвлечениям детей, необходим кратковременный отдых, не стоит одергивать их репликами «Сиди тихо!» и т.п. В младшей группе дети приобретают первоначальные навыки работы с раздаточным материалом. Дидактический материал дается каждому ребенку в отдельной коробочке, в отдельном наборе. Малышей приучают бережно обращаться с пособиями и дидактическим материалом, а после работы складывать в коробочку и относить в указанное место. Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

Воспитатель должен знать не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей. Широкое использование специальных обучающих игр так же важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития. Выделившись из дошкольной педагогики стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом методики формирования элементарных математических представлений её исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен:

– научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;

– определение содержания материала для подготовки ребёнка в детском саду к усвоению математики в школе;

– совершенствование материала по формированию математических представлений в программе детского сада;

– разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм и организация процесса развития элементарных математических представлений;

– реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в начальной школе;

– разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания.

Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Под математическим развитием следует понимать трансформации в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений. Формирование математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Дидактическая игра и метод проектов являются одними из основных инновационных методик по формированию количественных представлений у дошкольников. Дидактические игры способствуют развитию у детей умения соединять теоретические знания с практической деятельностью. В процессе игры ребенок познает все, что недоступное ей в окружающей деятельности. Увлекшись, ребенок не замечает, что учится – запоминает, углубляет приобретенный раньше опыт. Потому дидактические игры разрабатываются таким образом, чтобы их содержание предусматривало формирование не только элементарных математических представлений, но и развития познавательных процессов. Важно, что во время проведения дидактических игр каждое новое задание очерчивалось тогда, когда ребенок подготовлен к его восприятию. Например, формирование понятия «больше-меньше» возможно, если дети усвоили понятие «много-мало». Подбирая игру необходимо обязательно соединять два элемента – познавательный и игровой. Создавая игровую ситуацию в соответствии с содержанием программы, учитель должен четко спланировать деятельность учеников, направить ее на достижение поставленной цели. Когда определено задание, учитель предоставляет ему игровой замысел, начерчивает игровые действия. Собственно игровой замысел, который побуждает учеников к игре, и является основой игровой ситуации. Через игровой замысел возникает интерес к игре. А когда появляется личная заинтересованность, возникает и активность. Исследование показали, что формирование математических представлений проходит намного лучше на основе разнообразного дидактического материала. Особенно ценным является то, что дидактическим материалом служат предметы окружающей среды. Это разные игрушки, предметы, геометрические фигуры, трафареты, палочки, листья с деревьев, каштаны, картинки с изображенными на них деревьями, овощами, фруктами, зверями, птицами и другими хорошо известными детям объектами, которые отображают жизнь народа, его быт, культуру, труд. Они знакомы ребенку, активизируют познавательную деятельность и являются средством всестороннего развития ребенка, приобретения доступных для детского понимания знаний об окружающей среде.

Широко применяются в формировании количественных представлений наглядные методы, к которым принадлежат демонстрация и наблюдение. Демонстрация – это активная форма чувственного познания, которая способствует четкости восприятия и доказательности выученных положений. Учитель использует показ объектов: геометрических фигур, предметов разной величины, форм, показ способов действий. Перед демонстрацией учитель дает задание, установку: посмотреть и сравнить геометрические фигуры. В повседневной жизни, дети выполняют множество математических и логических операций с дидактическим материалом: считают предметы и объекты, сравнивают их по величине и форме; группируют, классифицируют, оперируют с множеством, строят умозаключения.

Закрепляя понятие «большой-малый», «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий», «мало-много», «поровну, столько же», проводятся дидактические игры, которые вместе с основной учебной целью выполняют коррекционно-воспитательное задание. Они развивают зрительное, слуховое восприятие, мелкую мускулатуру пальцев рук, внимание, наблюдательность, память.

Среди рекомендуемых современной наукой эффективных путей развития математических представлений определенное место отводится художественному слову с элементами математического содержания, которое выражается в стихотворениях, загадках, считалочках, скороговорках, коротеньких рассказах и сказках, является живым источником знаний. Наиболее ценным дидактическими играми являются те, которые требуют от детей самостоятельности. Выполнение небольшого задания активизирует ребенка на выполнение тяжелого. Для развития представлений о времени используется игра «Когда это бывает?», «Займи свое место», «Что изменилось», «Дни недели». При проведении этих игр использую картинки, где изображены разные времена года, разные виды деятельности человека на протяжении дня, карточки, где записаны названия времен года, месяцев, дней недели. Цель таких игр – закрепить воображение о сутках, год, месяц, неделя и уточнить сведения о часах. Каждая игра развивает, формирует, уточняет, совершенствует пространственные, вычислительные, графические, часовые представления ребенка с особенными потребностями. В.О. Сухомлинский писал, что без игры не имеет и не может быть полноценного умственного развития, сравнивал игру с огромным светлым окном, через которое в духовный мир ребенка вливается целебный поток представлений, понятий об окружающем, с искрой, которая зажигает огонек любознательности. Игра – это есть творчество, игра – это есть труд, а труд – путь детей к познанию мира и, конечно же, формированию количественных представлений. С младшей группы начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее        Выполнение детьми дошкольного возраста различных операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака – важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным. Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей детей, так как и то и другое неизбежно привело бы к бездействию дошкольников на занятии.

Использованная литература

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 2003.
  2. Дольто Ф. На стороне ребенка. – М., 1997.
  3. Концепция дошкольного воспитания. – М., 1999.
  4. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -М., 1999.
  5. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. -М., 2001.
  6. Радуга. Программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду. – М., 1991.
  7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 2000.

       Руководитель  доцент Карабашева Р.Б.