КЧГУ

Главной задачей образовательной политики нашего государства на современном этапе его развития является достижение качества образования, обеспечивающее подготовку высококвалифицированных специалистов для всех звеньев экономики страны. Сегодня, наши студенты обучаются и  живут в мире цифровых технологий и информационного бума. В этих условиях   меняются требования к профессиональным качествам научно-педагогического состава вузов. Кроме обязанностей, связанных с обеспечением учебного процесса традиционными методами, на него возлагается и умелая координация деятельности студентов информационном пространстве, подготовка обучающихся к использованию методов выделения необходимой, значимой для учебного процесса информации из всего мощного информационного потока. Соответственно, педагог, идущий в ногу со временем, психологически и технологически должен быть готов общаться на «ты» с электронной техникой и владеть информационными, коммуникационными и дистанционными технологиями обучения. Его основной задачей является формирование интереса к изучаемому предмету посредством использования современных активных и интерактивных образовательных технологий. Исходя из этого, мы определи цель настоящей статьи: выявить основные принципы и недостатки использования информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательного интереса студентов на различных этапах образовательного процесса. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет педагогу сочетать различные формы преподавания учебных дисциплин, активизировать самостоятельную деятельность студентов. При этом компьютер может использоваться на всех этапах обучения, как в процессе подготовки к занятиям, так и в процессе реализации хода аудиторного занятия: при введении нового материала, закреплении новых знаний, в их повторении и при контроле знаний, умений и навыков. Информационно-коммуникационные технологии должны рассматриваться как средство доступа к новой учебной информации, они позволяют осуществить ее поиск и сбор, а так же работать с источником информации в сети интернет.

Всякую информационно-коммуникационную технологию необходимо рассматривать как педагогическую технологию, как основу процесса получения новых знаний студентами, как средство повышения эффективности их профессиональной подготовки. Так как компьютерные технологии являются неотъемлемой частью информационно-коммуникационных, то небезосновательно,  многие исследователи рассматривают их  как составляющую педагогических технологий [2-4]. На практике под компьютерными технологиями обучения понимается применение учебном процессе всего набора специальных технических средств: компьютеры, периферийные устройства, аудио и видео оборудование, проекторы и т.д. В ходе подготовки к занятиям с использованием информационно-коммуникационных технологий педагоги, как правило, выдерживают все этапы проведения занятия: составление плана на основе своих целей, подбор учебного материала и т.д. При этом соблюдаются основные дидактические принципы обучения: системность, согласованность с ранее изученным материалом,  доступность излагаемого материала, логика изложения, соблюдение принципа научности, дифференцированный подход к каждому обучающемуся. При соблюдении данных дидактических принципов при построении хода аудиторных занятий компьютер выступает как эффективное средство обучения, дополняя обучающий инструментарий педагога [8].

Приведем развернутый перечень основных принципов использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях:

  1. Адаптивность: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям обучающегося;
  2. Контрольный: в любой момент занятия можно организовать контроль знаний;
  3. Интерактивность: информационно-коммуникационные технологии обладают способностью реагировать на действия на диалог «студент – преподаватель» или присоединиться к их в диалогу;
  4. Принцип оптимального сочетания индивидуальной и групповой работы;
  5. Принцип психологической комфортности в работе с компьютером.

Для успешной работы с использованием информационных технологий будущий педагог, будь это уровень первый уровень высшего образования или уровень магистратуры, должен овладеть целым рядом навыков:

  1. Техническими: навыки, необходимые для работы на компьютере с использованием обучающего стандартного программного обеспечения;
  2. Методическими: навыки, необходимые для обеспечения реализации плана урока;
  3. Технологическими: навыки, необходимые для надлежащего использования информации различных этапах аудиторного занятия.

Комплекс этих и других навыков, необходимых будущему педагогу для успешной организации своей педагогической деятельности, тесно взаимосвязан с умениями. Набор умений, необходимых для профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров педагогического образования составляет достаточно сложную педагогическую конструкцию.  Так, в работе [1] В.В.Алейников определяет умения как способность выполнять определенную деятельность в новых условиях и выделяет  следующие этапы их формирования:

  1. Первоначальное умение. Его структуру составляют: осознание цели действия, поиск способов его выполнения, опирающийся на ранее приобретенные знания й навыки, деятельность методом проб и ошибок.
  2. Недостаточно умелая деятельность. Структуру ее составляют: знания о способах выполнения действий, использование ранее приобретенных несистематических навыков.
  3. Отдельные общие умения. Их структура: ряд отдельных высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности (т.е. умение планировать свою деятельность, организаторские умения и т.д.).
  4. Высокоразвитое умение, структура которого состоит в творческом использовании знаний и навыков данной деятельности с осознанием не только цели, но и мотивов выбора, способа ее достижения.
  5. Мастерство, его психологическая структура – творческое использование различных педагогических методов обучения.

Использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет в достаточно полном объеме реализовать базовые принципы активизации познавательной деятельности: доверия и обратной связи [7].

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс преследует цель создания новых образовательных возможностей в системах образования для всех ее участников, а так же взаимодействия внутри нее. Их можно определить следующим образом:

– сокращение времени на поиск и доступ к необходимой учебной и научной информации преподавателями и студентами;

– ускорение обновления содержания образования за счет сокращения времени преподавателей на разработку новой учебной и методической литературы;

– экономия времени для индивидуальной самостоятельной работы студентов и на совершенствовании и развитие образовательного процесса для преподавателей.

Следует отметить, что необходимость и актуальность использования информационных технологий в учебном процессе продиктована следующими причинами:

– широкими возможностями информационных и телекоммуникационных технологий по индивидуализации образования;

– возможностью расширения зоны для активной самостоятельной деятельности студентов;

– возможностью доступа к учебной и научной информации из любой точки, оснащенной интернет и компьютерной техникой;

– высокой степенью наглядности учебного материала, моделирующими возможностями для описания динамических быстропротекающих явлений и медленных процессов;

– возможностями активного использования в учебном процессе интерактивных средств обучения;

– облегченными формами организации игровых форм обучения.

Более того, информационные технологии обладают высоким мативационным потенциалом в получении образования. Назовем основные способы мотивации обучающихся при обучении в педагогической среде с использованием информационно-коммуникационных технологий:

– ориентация на достижение конкретных учебных целей и освоение конкретных действий;

– использование электронных материалов для повышение актуальности и новизны содержания (их можно легко обновлять и модернизировать без дополнительных материальных затрат);

– применение презентационных материалов для раскрытие значимости профессиональных знаний;

– использование методов моделирования педагогических ситуаций, предоставление обучающемуся возможности участия в ролевых играх;

– использование графических, аудио и видео, мультипликативных  возможностей компьютера для достижения высокого уровня эмоционального впечатления, связанного с изучаемым материалом;

– индивидуализация образования с возможностью проектирования индивидуального плана работы обучающегося;

– динамическое включение в осваиваемый материал электронного учебника картин и фотографий, музыкальное оформление. Звучащее в перерывах, организуемых для предотвращения утомления обучающегося позволяют оживить сухой материал, сделать его жизненным и интересным;

– логическое структурирование учебного материала с выделением главного и второстепенного, возможность работы с гипертекстовыми материала.

У студентов, использующих компьютерную технику в учебных целях вырабатывается мотивация к изучаемой дисциплине, углубляются знания по предмету, вырабатывается стойкий познавательный интересов к процессу обучения в целом, развивается способность самостоятельного применения знаний на практике. Несомненно, использование информационно-коммуникационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, упорядочить труд обучающегося, оптимизировать процесс понимания и запоминания учебного материала, и, самое главное, будет способствовать формированию стойкого познавательного интереса и навыков самостоятельной деятельности обучающихся [6].

С целью выявления степени удовлетворенности студентов использованием информационно-коммуникационных технологий для организации собственной учебной деятельности и готовностью к их применению в будущей профессиональной деятельности  был проведен экспертный опрос студентов выпускного курса Педагогического факультета ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д.Алиева». Результаты опроса указали на неудовлетворенность профессиональной подготовкой к использованию информационно-коммуникативных технологий в будущей профессиональной деятельности.

Анализ степени удовлетворенно­сти студентов качеством организации формирования у них навыков использования информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности и для овладения новыми знаниями показывает, что они осознают свой недостаточный уровень информационной культуры и одно­временно испытывают потребность в профессиональном овладении опытом этой деятельности, но их потребность слабо удовлетворена в рамках существующей системы образования в вузе (рис. 1).

 

Рис. 1. Удовлетворенность студентов уровнем подготовленности применения ИКТ в профессиональной деятельности и для самообразования.

 

Из экспертного опроса следует, что лишь четверть выпускников удовлетворены частично или полностью своей подготовкой в вузе к использованию информационных технологий в будущей своей профессиональной деятельности. Следовательно, предстоит большая работа по внедрению данной технологии в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов.

Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе имеет определенные недостатки:

  1. Недостаточная компьютерная грамотность абитуриентов и некоторых практикующих преподавателей.
  2. Отсутствие компьютера дома у некоторых студентов, соответственно, и регулярной интерактивной формы связи с преподавателем.
  3. Отсутствие в учебном плане преподавателя нагрузки, связанной с поиском в интернете, переработкой и хранением информации по преподаваемой дисциплине.
  4. Низкая мотивация работы преподавателя с использованием информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Приведенные недостатки не столь значимы по сравнению с достоинствами информационно-коммуникационных технологий. Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий при организации учебного процесса на разных уровнях образования значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает педагогу создать более продуктивную образовательную атмосферу: повысить мотивацию студентов к овладению новыми знаниями, сократить время на освоение учебного материала, и, соответственно,  способствует решению важнейшей задачи сегодняшнего дня в области образования – существенное повышение качества знаний.

Литература

  1. Алейников В.В. Подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 : Брянск, -1998, – 242 c.
  2. Ардеев А. X. Новые информационные технологии в обучении / Ин­формационные технологии в обучении и научных исследованиях: Материалы 47 научно-методической конференции «Университетская наука – региону». — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – С.63-64.
  3. Брановский Ю. С., Шапошникова Т. JI. Информационные иннова­ционные технологии в профессиональном образовании: Учеб. пособие. – Крас­нодар: Изд-во КубГТУ, 2001.-369 с.
  4. Везиров Т. Г. Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании: Автореф. дис. докт. пед. наук. – Ставрополь, 2001. — 39 с.
  5. Козлов М. Е. О трансформирующей роли Интернет в системе обра­зования / Информационные технологии в обучении и научных исследованиях: Материалы 47 научно-методической конференции «Университетская паука – региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – С.72-76.
  6. Прокофьева М. С. Использование информационно-образовательных ресурсов вуза для профессиональной подготовки специалистов: Автореф. дис…. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2003. — 19 с.
  7. Шапошникова Т. И. Научно-методические основы проектирования и использования информационных и компьютерных технологий в обучении студентов вуза: Автореф. дис….докт. пед. наук. — Ставрополь, 2001. – 50 с.
  8. Худовердова С. А. Новые информационные технологии как средст­во формирования информационной культуры студентов в процессе обучения / Информационные технологии в обучении и научных исследованиях – Ставро­поль: Изд-во СГУ, 2002. – С.30-31.
Login