КЧГУ
Главной задачей образовательной политики нашего государства на современном этапе его развития является достижение качества образования, обеспечивающее подготовку высококвалифицированных специалистов для всех звеньев экономики страны. Сегодня, наши студенты обучаются и живут в мире цифровых технологий и информационного бума. В этих условиях меняются требования к профессиональным качествам научно-педагогического состава вузов. Кроме обязанностей, связанных с обеспечением учебного процесса традиционными методами, на него возлагается и умелая координация деятельности студентов информационном пространстве, подготовка обучающихся к использованию методов выделения необходимой, значимой для учебного процесса информации из всего мощного информационного потока. Соответственно, педагог, идущий в ногу со временем, психологически и технологически должен быть готов общаться на «ты» с электронной техникой и владеть информационными, коммуникационными и дистанционными технологиями обучения. Его основной задачей является формирование интереса к изучаемому предмету посредством использования современных активных и интерактивных образовательных технологий. Исходя из этого, мы определи цель настоящей статьи: выявить основные принципы и недостатки использования информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательного интереса студентов на различных этапах образовательного процесса. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет педагогу сочетать различные формы преподавания учебных дисциплин, активизировать самостоятельную деятельность студентов. При этом компьютер может использоваться на всех этапах обучения, как в процессе подготовки к занятиям, так и в процессе реализации хода аудиторного занятия: при введении нового материала, закреплении новых знаний, в их повторении и при контроле знаний, умений и навыков. Информационно-коммуникационные технологии должны рассматриваться как средство доступа к новой учебной информации, они позволяют осуществить ее поиск и сбор, а так же работать с источником информации в сети интернет.
Всякую информационно-коммуникационную технологию необходимо рассматривать как педагогическую технологию, как основу процесса получения новых знаний студентами, как средство повышения эффективности их профессиональной подготовки. Так как компьютерные технологии являются неотъемлемой частью информационно-коммуникационных, то небезосновательно, многие исследователи рассматривают их как составляющую педагогических технологий [2-4]. На практике под компьютерными технологиями обучения понимается применение учебном процессе всего набора специальных технических средств: компьютеры, периферийные устройства, аудио и видео оборудование, проекторы и т.д. В ходе подготовки к занятиям с использованием информационно-коммуникационных технологий педагоги, как правило, выдерживают все этапы проведения занятия: составление плана на основе своих целей, подбор учебного материала и т.д. При этом соблюдаются основные дидактические принципы обучения: системность, согласованность с ранее изученным материалом, доступность излагаемого материала, логика изложения, соблюдение принципа научности, дифференцированный подход к каждому обучающемуся. При соблюдении данных дидактических принципов при построении хода аудиторных занятий компьютер выступает как эффективное средство обучения, дополняя обучающий инструментарий педагога [8].
Приведем развернутый перечень основных принципов использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях:
- Адаптивность: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям обучающегося;
- Контрольный: в любой момент занятия можно организовать контроль знаний;
- Интерактивность: информационно-коммуникационные технологии обладают способностью реагировать на действия на диалог «студент – преподаватель» или присоединиться к их в диалогу;
- Принцип оптимального сочетания индивидуальной и групповой работы;
- Принцип психологической комфортности в работе с компьютером.
Для успешной работы с использованием информационных технологий будущий педагог, будь это уровень первый уровень высшего образования или уровень магистратуры, должен овладеть целым рядом навыков:
- Техническими: навыки, необходимые для работы на компьютере с использованием обучающего стандартного программного обеспечения;
- Методическими: навыки, необходимые для обеспечения реализации плана урока;
- Технологическими: навыки, необходимые для надлежащего использования информации различных этапах аудиторного занятия.
Комплекс этих и других навыков, необходимых будущему педагогу для успешной организации своей педагогической деятельности, тесно взаимосвязан с умениями. Набор умений, необходимых для профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров педагогического образования составляет достаточно сложную педагогическую конструкцию. Так, в работе [1] В.В.Алейников определяет умения как способность выполнять определенную деятельность в новых условиях и выделяет следующие этапы их формирования:
- Первоначальное умение. Его структуру составляют: осознание цели действия, поиск способов его выполнения, опирающийся на ранее приобретенные знания й навыки, деятельность методом проб и ошибок.
- Недостаточно умелая деятельность. Структуру ее составляют: знания о способах выполнения действий, использование ранее приобретенных несистематических навыков.
- Отдельные общие умения. Их структура: ряд отдельных высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности (т.е. умение планировать свою деятельность, организаторские умения и т.д.).
- Высокоразвитое умение, структура которого состоит в творческом использовании знаний и навыков данной деятельности с осознанием не только цели, но и мотивов выбора, способа ее достижения.
- Мастерство, его психологическая структура – творческое использование различных педагогических методов обучения.
Использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет в достаточно полном объеме реализовать базовые принципы активизации познавательной деятельности: доверия и обратной связи [7].
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс преследует цель создания новых образовательных возможностей в системах образования для всех ее участников, а так же взаимодействия внутри нее. Их можно определить следующим образом:
– сокращение времени на поиск и доступ к необходимой учебной и научной информации преподавателями и студентами;
– ускорение обновления содержания образования за счет сокращения времени преподавателей на разработку новой учебной и методической литературы;
– экономия времени для индивидуальной самостоятельной работы студентов и на совершенствовании и развитие образовательного процесса для преподавателей.
Следует отметить, что необходимость и актуальность использования информационных технологий в учебном процессе продиктована следующими причинами:
– широкими возможностями информационных и телекоммуникационных технологий по индивидуализации образования;
– возможностью расширения зоны для активной самостоятельной деятельности студентов;
– возможностью доступа к учебной и научной информации из любой точки, оснащенной интернет и компьютерной техникой;
– высокой степенью наглядности учебного материала, моделирующими возможностями для описания динамических быстропротекающих явлений и медленных процессов;
– возможностями активного использования в учебном процессе интерактивных средств обучения;
– облегченными формами организации игровых форм обучения.
Более того, информационные технологии обладают высоким мативационным потенциалом в получении образования. Назовем основные способы мотивации обучающихся при обучении в педагогической среде с использованием информационно-коммуникационных технологий:
– ориентация на достижение конкретных учебных целей и освоение конкретных действий;
– использование электронных материалов для повышение актуальности и новизны содержания (их можно легко обновлять и модернизировать без дополнительных материальных затрат);
– применение презентационных материалов для раскрытие значимости профессиональных знаний;
– использование методов моделирования педагогических ситуаций, предоставление обучающемуся возможности участия в ролевых играх;
– использование графических, аудио и видео, мультипликативных возможностей компьютера для достижения высокого уровня эмоционального впечатления, связанного с изучаемым материалом;
– индивидуализация образования с возможностью проектирования индивидуального плана работы обучающегося;
– динамическое включение в осваиваемый материал электронного учебника картин и фотографий, музыкальное оформление. Звучащее в перерывах, организуемых для предотвращения утомления обучающегося позволяют оживить сухой материал, сделать его жизненным и интересным;
– логическое структурирование учебного материала с выделением главного и второстепенного, возможность работы с гипертекстовыми материала.
У студентов, использующих компьютерную технику в учебных целях вырабатывается мотивация к изучаемой дисциплине, углубляются знания по предмету, вырабатывается стойкий познавательный интересов к процессу обучения в целом, развивается способность самостоятельного применения знаний на практике. Несомненно, использование информационно-коммуникационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, упорядочить труд обучающегося, оптимизировать процесс понимания и запоминания учебного материала, и, самое главное, будет способствовать формированию стойкого познавательного интереса и навыков самостоятельной деятельности обучающихся [6].
С целью выявления степени удовлетворенности студентов использованием информационно-коммуникационных технологий для организации собственной учебной деятельности и готовностью к их применению в будущей профессиональной деятельности был проведен экспертный опрос студентов выпускного курса Педагогического факультета ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д.Алиева». Результаты опроса указали на неудовлетворенность профессиональной подготовкой к использованию информационно-коммуникативных технологий в будущей профессиональной деятельности.
Анализ степени удовлетворенности студентов качеством организации формирования у них навыков использования информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности и для овладения новыми знаниями показывает, что они осознают свой недостаточный уровень информационной культуры и одновременно испытывают потребность в профессиональном овладении опытом этой деятельности, но их потребность слабо удовлетворена в рамках существующей системы образования в вузе (рис. 1).
Рис. 1. Удовлетворенность студентов уровнем подготовленности применения ИКТ в профессиональной деятельности и для самообразования.
Из экспертного опроса следует, что лишь четверть выпускников удовлетворены частично или полностью своей подготовкой в вузе к использованию информационных технологий в будущей своей профессиональной деятельности. Следовательно, предстоит большая работа по внедрению данной технологии в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов.
Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе имеет определенные недостатки:
- Недостаточная компьютерная грамотность абитуриентов и некоторых практикующих преподавателей.
- Отсутствие компьютера дома у некоторых студентов, соответственно, и регулярной интерактивной формы связи с преподавателем.
- Отсутствие в учебном плане преподавателя нагрузки, связанной с поиском в интернете, переработкой и хранением информации по преподаваемой дисциплине.
- Низкая мотивация работы преподавателя с использованием информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
Приведенные недостатки не столь значимы по сравнению с достоинствами информационно-коммуникационных технологий. Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий при организации учебного процесса на разных уровнях образования значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает педагогу создать более продуктивную образовательную атмосферу: повысить мотивацию студентов к овладению новыми знаниями, сократить время на освоение учебного материала, и, соответственно, способствует решению важнейшей задачи сегодняшнего дня в области образования – существенное повышение качества знаний.
Литература
- Алейников В.В. Подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 : Брянск, -1998, – 242 c.
- Ардеев А. X. Новые информационные технологии в обучении / Информационные технологии в обучении и научных исследованиях: Материалы 47 научно-методической конференции «Университетская наука – региону». — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – С.63-64.
- Брановский Ю. С., Шапошникова Т. JI. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании: Учеб. пособие. – Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2001.-369 с.
- Везиров Т. Г. Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании: Автореф. дис. докт. пед. наук. – Ставрополь, 2001. — 39 с.
- Козлов М. Е. О трансформирующей роли Интернет в системе образования / Информационные технологии в обучении и научных исследованиях: Материалы 47 научно-методической конференции «Университетская паука – региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – С.72-76.
- Прокофьева М. С. Использование информационно-образовательных ресурсов вуза для профессиональной подготовки специалистов: Автореф. дис…. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2003. — 19 с.
- Шапошникова Т. И. Научно-методические основы проектирования и использования информационных и компьютерных технологий в обучении студентов вуза: Автореф. дис….докт. пед. наук. — Ставрополь, 2001. – 50 с.
- Худовердова С. А. Новые информационные технологии как средство формирования информационной культуры студентов в процессе обучения / Информационные технологии в обучении и научных исследованиях – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – С.30-31.
Свежие комментарии