КЧГУ

Любое творчество невозможно без способности к волевому усилию. Л.С. Выготский отмечал, что для воплощения в жизнь продуктов творчества необходима воля, иначе это не творчество, а мечтательность. А.Н.Леонтьев рассматривал сам процесс формирования личности как развитие воли: «Безвольное, импульсивное действие есть действие безличное» [3].

Успеху творческой деятельности также благоприятствует развитая способность к предвидению, прогнозированию результатов деятельности. Не случайно многие учёные включают прогностические способности в структуру творческой личности. Дж. Пойа, например, выделяет следующие способности, необходимые для решения задач научно-исследовательского характера:

– способность найти или придумать задачу, которая «заслуживала бы… усилий, но в то же время не оказалась непосильной» [3];

– способность видеть новые направления поиска в процессе решения задачи;

– иметь развитую интуицию, способность прогнозирования.

Одним из качеств, присущих творчески активной личности, считается способность к дивергентному мышлению, основной признак которого – разноплановость, способность мыслить сразу в нескольких направлениях. Характеристиками такого типа мышления являются:

—       беглость (лёгкость) мысли — характеризуется количеством идей самого различного качества, генерированных за единицу времени;

—       гибкость мысли — способность переключаться с одной идеи на другую;

—       оригинальность — способность порождать идеи, отличающиеся от общепринятых;

—       точность (законченность) — способность совершенствовать, придавать законченный вид своему творческому продукту.

И психологи, и педагоги едины во мнении, что на основе имеющихся задатков может быть развито тем больше способностей, чем лучше организована учебная и прочая деятельность человека. Таким образом, следующим фактором развития личности учёные считают реальные условия окружающего мира, социальную среду.

Всё более важную роль в современном мире играют информация и информационные технологии. Информация ставится в один ряд с такими ресурсами как уголь, нефть, газ. Необходимость обработки наибольшего объёма информации за минимальное время ставят общество перед проблемой создания новых информационных технологий.

В настоящий момент нет строгого общепринятого определения понятия «информационные технологии». Различные авторы дают собственные определения. Например, Н.Д. Угринович считает, что информационные технологии – это «совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации» [6].

По мнению В.А. Острейковского новые информационные технологии основаны, прежде всего, на: «повсеместном применении ЭВМ и оргтехники; активном участии пользователей (непрофессионалов в области вычислительной техники и программировании) в информационном процессе; высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса; анализе ситуаций при выработке и принятии управленческих решений с помощью автоматизированных рабочих мест специалистов; …применении систем искусственного интеллекта; использовании телекоммуникаций; создании геоинформационных систем и других технологий» [4].

И.В.Роберт рассматривает информационные технологии как совокупность методов и средств обработки информации. При этом под последними она подразумевает «программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации [5].

Не будет преувеличением сказать, что информационные технологии – это передовые рубежи сегодняшней науки. Вследствие этого возникают трудности с понятийно-терминологическим аппаратом, который не разработан в полной мере.  Еще в 2000 году рабочей группой при Администрации Президента РФ был подготовлен проект «Белой Книги информационных технологий», который «мог бы лечь в основу общей терминологической и понятийной базы в области ИТ, дал бы формулировку видения информационного общества в России и места России в глобальном информационном обществе, определил бы критические точки влияния ИТ на развитие экономики и социальной сферы России» [1] В этом документе рассматриваются следующие составляющие информационных технологий: микроэлектроника, разработка и производство компьютеров и другого оборудования, разработка и производство программного обеспечения, сети и телекоммуникации, мобильные технологии и сервисы, обеспечение доступа в Internet, его информационные ресурсы и пр.

Для определения сущности используемых в работе терминов, необходимо разработать определённую классификацию, выбрав с этой целью общую основу. Поэтому заслуживает внимание работа В.А. Острейковского [4], в которой он предлагает сгруппировать известные информационные технологии по следующим признакам:

– по способу реализации (традиционные и современные);

– по степени охвата технологией задач управления (электронная обработка данных, автоматизация функций управления, поддержка принятия решений, электронный офис, экспертная поддержка);

– по классу реализуемых технологических операций (работа с текстовыми, табличными процессорами, системы управления базами данных, гипертекстовые и мультимедийные системы);

– по типу пользовательского интерфейса (пакетный, диалоговый);

– по обслуживаемым предметным областям.

В нашем исследовании мы будем рассматривать информационные технологии и информационные компьютерные технологии. При этом под традиционными информационными технологиями понимается совокупность средств и методов для сбора, хранения, обработки информации. В случае применения информационных технологий данные могут быть собраны, классифицированы, представлены в виде таблиц (например, таблица Менделеева, систематизирующая химические элементы), графов (различные генеалогические древа), баз данных (примером в этом случае могут служить каталоги библиотек). Все перечисленное может быть реализовано любыми доступными средствами.

Информационные компьютерные технологии рассматриваются как совокупность прикладных компьютерных программ, методов работы с ними для сбора, хранения, обработки информации. В этом случае компьютерные программы (текстовые процессоры и редакторы, электронные таблицы и базы данных) являются средством решения поставленных задач.

Применение информационных технологий в учебном процессе, в свою очередь, часто приводит к его технологизации, вынуждающей педагогов использовать новые средства и методы, влияние которых на развитие личностных качеств учащихся, в том числе  творческих способностей, ещё недостаточно изучено.

В связи с этим активно ведутся исследования, причём особое внимание уделяется научному обеспечению образования, сохранению физического и психического здоровья учащихся. Д.И.Фельдштейн [7], рассматривая проблемы внедрения информационных компьютерных технологий в процесс обучения, считает необходимым определить психологические условия сочетания существующего информационного прессинга и организованной системы образования детей; найти возможности выработки у школьников избирательного отношения к информации; определить роль и место компьютерных технологий в развитии личности учащегося.

Исследователи считают, что влияние ИКТ на личность в период её становления неоднозначно. С одной стороны, обучение с помощью ПК оказывает положительное влияние на личностные преобразования: развитие логического и оперативного мышления, формирование деловой мотивации, усиление интеллекта. Конфиденциальность общения с машиной даёт право на ошибку и возможность её исправления, и поэтому повышается самооценка учащегося, его уверенность в себе.

С другой стороны, высокая напряжённость деятельности, некоторая её монотонность ведёт к быстрому утомлению; чрезмерное увлечение компьютером приводит к нарушениям зрения, заболеваниям опорно-двигательной системы. Отсутствие непосредственного контакта, невозможность воспринимать жесты и мимику тормозит развитие коммуникативных качеств личности. А.Е. Войскунский [2], рассматривая влияние информационных технологий, в частности, глобальной сети Интернет, на личность подростка, отмечает тенденцию к развитию следующих качеств: преимущественное использование «машинных» способов построения умозаключений, неспособности чёткого разделения виртуального мира и реальности, сужение круга общения, развитие депрессивных состояний. С другой стороны, обращает на себя внимание феномен компьютерной тревожности, не позволяющий учащимся реализовать свой интеллектуальный потенциал в сотрудничестве с машиной.

Таким образом, творчество — это особый вид человеческой деятельности, в процессе которой создаются новые идеи или материальные объекты. Одним из видов творческой деятельности является интеллектуальная творческая деятельность, базой для которой служит: способность к анализу, способность к выделению главного и второстепенного, способность к систематизации и классификации, ассоциативность мышления, способность генерировать идеи и выдвигать гипотезы, критичность мышления, развитая рефлексия, устойчивость внимания, способность к его распределению и переключению, развитое воображение. Таким образом, в качестве рабочего определения интеллектуального компонента творческих способностей можно принять следующее: комплекс способностей, лежащих в основе интеллектуального творчества личности, включающий интеллектуально-логическую и интеллектуально-эвристическую составляющие.

Развитие творческих способностей личности происходит на основе задатков в процессе собственной деятельности и под влиянием среды, технологизация которой в наше время стала объективной реальностью. Элементом современной среды обитания человека являются информационные, в то числе компьютерные, технологии. Информационные технологии — совокупность средств и методов сбора, хранения, обработки информации. Информационные компьютерные технологии — совокупность прикладных компьютерных программ, методов работы с ними для сбора, хранения, обработки информации. Информационные технологии изменяют сущность связанной с ними деятельности, поднимают считавшиеся ранее прикладными виды деятельности на уровень творчества и, следовательно, могут служить условием развития интеллектуального компонента творческих способностей личности.

Литература

 

  1. Белая книга информационных технологий, http://www.ibusiness.ru /egover/6470/page2.html (16).
  2. Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде. – М., 2010 – 312с.
  3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. — М.: Педагогика, 2003 .- 320 с.
  4. Острейковский В.А. Информатика.- М.: ВШ, 2011.- 319 с.
  5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: «Школа — Пресс», 2011.-205 с.
  6. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 кл. – М.: АО «Московские учебники», 2001. – 464 с.
  7. Фельдштейн Д. Психологические проблемы образования и саморазвития современного человека // «Новости образования». – 2003. – №№13-14 (47). – С. 1, 6-7.