Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия

На протяжении всех времен люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В духовном содержании человека важнейшую роль играют духовно-нравственные ценности, выражающиеся в природе нравственного сознания и социальной практике людей, в их воззрениях и поступках.

В процессе развития педагогики на протяжении многих лет решалась проблема духовно-нравственного воспитания. Изучением данной проблемы занимались следующие ученые: И.А. Ильин, С.И. Маслов, В.С. Сольвьев, Н.А. Бердяев, В.И. Додонов, К.Д. Ушинский, З.И. Равкин, П.А. Флоренский, Л.Н. Толстой, Н.Д. Никандров, М.А. Аникеев и др.

 «В современном мире возникает острая необходимость возрождения общечеловеческих ценностей, в связи с этим содержание духовно – нравственного воспитания претерпевает существенные изменения» [5, с. 335].

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России предлагает определение воспитания как комплексную социально-педагогическую технологию, поддерживающую развитие человека, общества и государства, содействующую решению стоящих перед ними проблем и ориентированную на достижение определенного идеала [3].

Наше общество особенно остро нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, которые обладают не только глубокими знаниями, но и замечательными чертами личности. Отдельно образование не может гарантировать достаточно высокий или даже средний уровень духовной и нравственной воспитанности, в связи с тем, что воспитанность является, в первую очередь, качеством личности, которое характеризуется поведением человека в его повседневной жизни, а также его отношением к другим людям. В основе воспитанности лежит уважение и доброжелательность к каждому человеку. Одной из главных проблем в настоящее время стало создание перспективной системы образования, которая способна подготовить ребенка к жизни в новых условиях современной цивилизации.

Важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами обучающихся.  

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Воспитание духовное Г. М. Коджаспиров трактует как формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека, это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека [4, с. 23].

По мнению Т.И. Власовой, духовно-нравственное воспитание – это целенаправленное создание условий для становления духовно-нравственной сферы личности [2].

Цель духовно-нравственного воспитания – установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми.

С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией – ролью ученика, школьника.

Поэтому, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное и духовное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. В начальных классах у младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства – товарищество, взаимовыручка, ответственность за класс, негодование при чьей-либо несправедливости. Они стремятся поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют им взрослые. Именно на этом этапе на школу ложится ответственность найти адекватные способы организации воспитательной работы, позволяющие интенсивно развивать духовно-нравственные чувства детей, совершать поступки в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют школьникам взрослые. Педагогический смысл работы по становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании духовно-нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Государственный стандарт начального общего образования предусматривает нравственную направленность в ходе изучения предметов учебного плана общеобразовательной школы. Урок можно и нужно наполнить нравственным содержанием, независимо от темы и учебного материала, тогда он станет в два раза весомее.

Планируя свою работу, педагог, наравне с предметными и метопредметными результатами, прописывает задачи по осуществлению духовно-нравственного воспитания по следующим направлениям:

I. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и  обязанностям человека.

II.   Воспитание нравственных чувств.

Воспитание ребенка через литературу – это один из самых эффективных способов решения данной проблемы, так как в этой ситуации необходимы нравственные опоры и чистые источники духовного богатства. Поэтому, огромная роль в воспитании нравственности принадлежит урокам литературного чтения. Ведь слово, художественная речь, книга – сильное оружие в деле воспитания и обучения детей. Литературное чтение – один из важнейших предметов в системе начального образования, в котором  сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты.

Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения способствует раскрытию для себя смысла высших нравственных ценностей, вырабатыванию позиции непринятия цинизма, жестокости, пошлости. Также дает детям твердые ориентиры добра  на основе веры, надежды, любви, восприятию интереса к отечественной истории. Воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням, вводит учеников в круг основных традиций, показывает их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством,

Остановимся на некоторых формах обучения, применяемых  на уроках литературного чтения, в процессе которых учитель проводит работу и по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

  1. Анализ текста. На уроке анализируются различные художественные способы – описание портрета героя (-ев), описание его поступков (ученики дают нравственную оценку поступкам героя (-ев)), описание его жилища, поведения, жестов, отношения к природе и другим героям.
  2. Рисование иллюстраций к прочитанному тексту.
  3. Выразительное чтение взрослого.

Известно, что огромное влияние на детей, на формирование их духовно-нравственных ценностей, бесспорно, оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются обучающимися.

Былинные богатыри, про которых ученики читают произведения на уроках литературного чтения, предстают перед детьми людьми, являющимися воплощением нравственных свойств народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.

В духовно-нравственном воспитании младших школьников на уроках литературного чтения особо отметим роль пословиц и поговорок. В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события – поэтому они способствуют воспитанию толерантности обучающихся, коммуникативной культуры, расширяют представления детей о жизни разных народов.

Уроки литературного чтения способствуют:

  • приобщению детей к нравственным устоям общей культуры;
  • помогает обучающимся раскрыть для себя смысл высших духовно-нравственных ценностей;
  • способствует их укоренению в детском уме и сердце;
  • вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;
  • дает ученикам твердые ориентиры добра на основе веры, надежды, любви;
  • способствует восприятию интереса к отечественной истории;
  • воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку;
  • вводит детей в круг основных .. традиций, показывают их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;
  • способствует изменению сферы интересов ученика – от пустого время провождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному..;
  • создает почву для возникновения между детьми дружеских отношений.

Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что уроки литературного чтения – это основа духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. –31 с.
  2. Власова Т.А. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 25-33.
  3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. – М.: Просвещении, 2009.
  4. Коджаспиров Г. М. Педагогический словарь. – М. ИКЦ «МарТ»; 2005. – 448 с.
  5. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для. студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн.2: Процесс воспитания. – 256 с.

Работа представлена научным руководителем Биджиевой В.И., старшим преподавателем кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания.