КЧГУ

Исследования отечественных и зарубежных ученых в области педагогики подтверждают, что освоение основ научных знаний и приобретение способности к самостоятельному расширению области познания детьми происходит на начальном этапе обучения в школе. Указанное вызывает необходимость осуществления наблюдения за процессом формирования у детей младшего школьного возраста умственных и практических операций. Затруднения, которые возникают при освоении программы начальных классов, в дальнейшем  вызывают трудности при обучении в классах средней и старшей школы, что впоследствии может привести к возникновению проблем в получении среднего общего образования [1][2].

Особый интерес представляют результаты Всероссийских проверочных работ в 4 классах начальной школы, которые свидетельствуют о недостаточном усвоении учащимися основной образовательной программы ФГОС ООО, при условии, что официальные источники подтверждают их необъективность, ввиду установления фактов завышения оценок в образовательных учреждениях (см. рис. 1).

Решение проблемы преодоления неуспеваемости предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний с учетом реальных возможностей учащихся и условий, в которых протекает их учебная деятельность.

 

а) по русскому языку                          б) по математике

в) по окружающему миру

 

 

Рисунок 1. Результаты ВПР в 4 классах в 2017 году

 

Проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления школьной неуспеваемости не теряет своей актуальности на протяжении всей истории педагогической науки и практики.

Исследование проблемы школьной неуспеваемости вызывает необходимость изучения и анализа существующих в педагогической литературе дефиниций понятия «неуспеваемость».

В педагогическом энциклопедическом словаре под термином «неуспеваемость» понимается более низкий по сравнению с предусмотренной учебной программой уровень усвоения учащимися содержания образования.

Ануфриев А.Ф. определяет неуспеваемость как уровень освоения учебной программы, который не соответствует требованиям, представленным в ФГОС. Автор книги «Как преодолеть трудности в обучении детей» считает, что зафиксировать неуспеваемость учащихся можно по завершении определенного периода обучения, в то время как тождественное понятие «трудности обучения» означает проблемы, имеющие преходящий  характер [1, с.13][2].

Меретукова З.К. и Полушина Н.А. считают, что неуспеваемость – это состояние личности обучаемого, которое характеризуется кратковременной или долговременной недостаточной усвоенностью (неусвоенностью) учебной программы (раздела) по той или иной учебной дисциплине». Исследователи обращают внимание на необходимость при характеристике термина «неуспеваемость» брать за основу понятие «усвоение» как процесс и результат учебно-познавательной деятельности (рис.2).

Рисунок 2. Психические фазы учебно-познавательного процесса

 

Авторы отмечают, что указанный процесс не начнется, если у обучаемого отключено внимание. Цепь представленных психических феноменов, и особенно их целенаправленная организация, имеют ключевое значение на пути к эффективной организации работы по преодолению школьной неуспеваемости[3].

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Педагогическая наука признает важнейшим из этих условий обучение и воспитание детей в школе. Например, П.И. Пидкасистый считает, что неуспеваемость обучаемых возникает в силу внутренних и внешних причин. Ученый считает, что наряду с социальными причинами (внешними) на успеваемость школьников также оказывают влияние различного рода нарушения в деятельности анализаторов (снижение слуха, зрения, речи), наследственные, врожденные и приобретенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии (внутренние).

А.М. Гельмонт, в свою очередь, объединил явления разного порядка с точки зрения доступности проведения диагностики причин неуспеваемости следующим образом:

Рисунок 3. Факторы неуспеваемости учащихся по А.М. Гельмонту

 

Требования содержания образования только тогда могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей.

В возможностях детей ученые различают две тесно связанные друг с другом стороны – физические возможности (состояние организма его развитие) и психические (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания). При разработке требований к учащимся специалисты каждого учебного предмета ориентируются на некую норму возможностей детей того или иного школьного возраста.

По мнению ученых, психофизические возможности детей изменяются, совершенствуются под влиянием социальных условий, в том числе учебно-воспитательной работы школы. Содержание и методы обучения повышают (а иногда задерживают, понижают) возможности обучаемых.

Социальные условия как фактор успеваемости также взаимодействуют с возможностями детей. Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются (бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы и т.д.).

Одни и те же условия обучения и воспитания по-разному воздействуют на детей, воспитывающихся в разных условиях, имеющих различия в общем развитии. Не только обучение, но и вся жизнь ребенка влияет на формирование его личности, и развитие не совершается под влиянием одних внешних условий.

Таким образом, при определении элементов и факторов неуспеваемости необходимо опираться на дидактическую, методическую и психологическую литературу. Предписанное школе содержание обучения выражено не только в программах и учебниках, но и в разъясняющей их литературе.

Подводя итог, следует отметить, что своевременное выявление причин отставания в обучении младших школьников позволит учителю оказать необходимую помощь в преодолении, а также предупреждении школьной неуспеваемости, и, следовательно, будет способствовать созданию условий для полноценного развития личности учащихся.

Научный руководитель – к.пед.н., доцент Узденова А.А.

 

[1] Гафарова Р.И., Головнева Е.В. Причины неуспеваемости младших школьников и способы решения этой проблемы // Научный альманах. — 2017. — №2-2 (28). — С. 77-80.

 

[2] Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Ось – 89, 2009. 272 с.

 

 

[3] Меретукова З.К., Полушина Н.А. Неуспеваемость школьников как проблема педагогической науки и образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. №3 (183). URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 02.10.2017).