КЧГУ, Карачаевск

Одним из видов профессиональной деятельности является управленческая деятельность, которая имеет свою специфику в каждой трудовой области. В образовательной организации управленческая деятельность подчинена своим механизмам, это не только руководство коллективом педагогов, но и конструктивное взаимодействие  с детским и родительским коллективом.

Руководитель и педагоги должны уметь предотвращать конфликты в образовательном учреждении, проводить профилактику конфликтов. При возникновении конфликта нужно грамотно разрешать конфликт, избегать негативных последствий конфликта, уметь анализировать ситуацию и использовать полученный опыт в последующей работе.

Конфликты в педагогической организации не могут не отражаться на образовательном процессе, поэтому важное значение имеет конфликтологическая компетентность руководителей, педагогов, сотрудников образовательной организации.

В современном обществе дошкольные образовательные учреждения, школы, вузы имеют статус оказания образовательных услуг. И это, на наш взгляд, привело к тому, что педагогическая профессия не пользуется таким уважением, как раньше. К образовательным организациям предъявляется больше требований со стороны родителей и общественности.

В образовательной организации могут возникнуть конфликты разного характера. Это конфликты между руководителем и подчиненными; сотрудниками; детьми; родителями; между педагогом и родителями; руководителем и родителями; педагогами и учащимися; руководителем и учащимся. Причин возникновения конфликтов в образовательной организации может быть множество, зачастую эти причины не имеют серьезной основы, тем не менее ситуация может обостриться, к ней могут присоединиться другие аспекты.

Так, причиной конфликта могут стать разногласия между педагогами по поводу материально-технического оснащения кабинетов, наличия нужного оборудования, методической литературы. Конфликт может возникнуть по причине недовольства управленческими действиями руководителя, различным отношением к сотрудникам.

Зачастую конфликт возникает из-за недовольства отдельных родителей или родительской общественности организацией образовательного процесса, методической подготовленностью или не очень корректным отношением отдельных педагогов. Очень важно умение руководителя школы, детского сада умело разрешить  или предотвратить конфликтную ситуацию. Так, в детском саду конфликт с родителями может возникнуть по поводу того, что ребенок не хочет ходить в детский сад. Отказ ребенка может быть вызван из-за излишней привязанности к родителям, слабой социализации. Или же причина может быть в недостаточной компетентности педагогов группы, в грубости или излишней строгости персонала. В этой ситуации обязательно нужно вмешательство руководителя, который обязан провести беседу с педагогом, ребенком, родителями воспитанника. Конфликт в детском саду может возникнуть и по причине того, что родителю показалось, что его ребенку не уделяют достаточного внимания; или же ребенку на утреннике досталась не главная роль или же не то стихотворение. Важно правильно разобраться   в этой ситуации.

В школе конфликт может возникнуть по причине того, что ученик получает не те оценки, которые он заслуживает по мнению родителей. Родителям может казаться предвзятым отношение к их ребенку со стороны педагогов. Конфликты в школе также могут возникнуть между родителями учащихся, из-за  неумения родителей вести диалог.

Отдельный вопрос – это межличностные отношения учащихся, на фоне которых также нередко возникают конфликты. Так, в детских коллективах нередки  случаи буллинга, травли со стороны одноклассников или отдельных учащихся школы. Важно вовремя предотвращать такие случаи, потому что это не может не отразиться на становлении личности учащихся. Педагоги, директор школы должны работать над профилактикой таких ситуаций, как можно скорее разрешать такие конфликты с последующим анализом причин конфликта. 

Отдельные руководители предпочитают не вмешиваться в конфликт, считая, что педагог или учащиеся сами  должны разобраться в ситуации. Это неверная позиция. В такой ситуации конфликт может затянуться, в него будут включены новые участники, причины конфликта будут преподноситься под другим углом. И еще одна особенность нашей современной жизни – благодаря гаджетам все события с легкостью попадают в социальные сети, все активно обсуждается общественностью, средствами массовой информации. Поэтому руководитель не должен дистанцироваться от проблемы, а должен принять самое активное участие в разрешении конфликта, с последующим анализом ситуации, чтобы это в дальнейшем не повторилось в организации.

Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Конфликт – это столкновение противоположных интересов на почве соперничества, сопереживания, противоборства [3].

Важно развивать личностно-профессиональные качества руководителей и педагогов, их конфликтологическую компетентность.  

Конфликтологическая компетентность – когнитивно-регуляторная подсистема профессионально значимой стороны личности, включающая соответствующие специальные знания и умения [2].

Данное понятие включает в себя: первоначальные умения и навыки понимания, как себя вести при развитии конфликта; знания о том, как возникает, развивается и завершается конфликт; умение не растеряться в конфликтной ситуации, уметь прогнозировать динамику конфликта, завершить конфликт.

Компетентность в предотвращении конфликтов означает умение вести коммуникацию, налаживать диалог, взаимодействовать с другими людьми.

 Выделяют четыре основных компонента конфликтологической компетентности управленца: самооценку, перцептивные возможности, навыки владения техниками регулирования конфликтов, опыт  конструктивного взаимодействия [4].

Компетентность в предупреждении и развитии конфликтов развивается через изучение психологической, педагогической литературы, применения на  практике полученных знаний, анализа жизненных ситуаций, взаимодействия, общения со специалистами в области конфликтологии, управления.  Важное значение имеют личностные  характеристики и  качества руководителя.

Руководитель должен не просто отдавать приказы, распоряжения, а уметь наиболее эффективно организовать трудовую деятельность сотрудников организации. При распределении заданий в команды нужно объединять сотрудников с одинаковыми интересами. На конструктивное взаимодействие сотрудников в коллективе влияют межличностные отношения в коллективе. Руководитель должен уметь анализировать взаимоотношения своих подчиненных. Очень важное значение в предупреждении конфликтов имеет благоприятный социально-психологический климат в коллективе. Для того, чтобы избежать конфликтов в коллективе, важно умение договариваться с людьми, слушать и слышать своих подчиненных, вести коммуникацию, относиться ко всем ровно, соблюдая правовые и трудовые нормы. Также важно интересоваться жизнью своих подчиненных, иметь информацию об их семейных обстоятельствах, быть гибким в требованиях, при жизненных затруднениях оказать возможную помощь своим сотрудникам, при этом в отношениях с персоналом соблюдать дистанцию, не позволяя неуважительного отношения к себе и не давая для этого повода.

Личностно-профессиональные качества руководителя – это  комплекс качеств, обеспечивающих эффективность деятельности руководителей, включающий управленческие качества, профессиональные  и характерологические [1].

По нашему мнению, в образовательных организациях наиболее эффективны следующие условия предупреждения конфликтов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблематике конфликтов в педагогической организации; исследование причин возникновения конфликтов  и способы их профилактики; применение технологий управления конфликтами; личностные и профессиональные качества управленца, стиль управления персоналом; конфликтологическая компетентность руководителя и педагогов образовательной организации.

Список использованной литературы:

  1. Абрамян А.А. Развитие профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения. Автореф. дис.канд. пед. наук.  – Москва,  2012.
  2. Анискевич А.С. Искусство управлять конфликтом: Учебно-методическое пособие для руководителей системы образования. – Владивосток: Издательство ПИППКРО, 2004. – 36 с.
  3. Милушкина И.В., Ищенко О.В. Технология управления конфликтами в педагогическом коллективе  // Интернет-журнал “Талантливый педагог”. 2013.  № 4.
  4. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. – М., 1990.

Login