КЧГУ

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в практику работы начальной школы введен новый вид диагностических работ – комплексная работа.

Комплексная работа – это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности универсальных учебных действий младшего школьника [27].

В комплексной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:

  • с выбором одного или нескольких правильных ответов;
  • на установление последовательности и соответствия;
  • со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);
  • со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).

Комплексная итоговая контрольная работа проводится после изучения основного содержания учебных программ по предметам начальной школы.

Для проведения комплексной оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования необходимо использовать специальные комплексные задания.

Структура представленной итоговой работы включает в себя две части (обязательную и дополнительную), каждая из которых направлена на оценку достижения планируемых результатов по отдельным учебным предметам.

Время на выполнение заданий каждой части – один урок. Работа выполняется в течение двух дней.

Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у учащихся начальной школы в процессе изучения практически всех предметов (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии и др.).

Выполнение отдельных заданий может оцениваться разным количеством баллов (от 0 до 5) в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формы ответа и особенностей проверяемых умений.

Выполнение работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным учащимися за выполнение заданий двух отдельных частей. Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.

Принятый минимальный критерий оценки освоения учебного материала находится в пределах от 50% до 65% от максимального итогового балла. Если ученик начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Общая характеристика комплексной работы.

Итоговая комплексная работа состоит из двух частей – основной и дополнительной.

  • В основной части работы шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по чтению, математике, русскому языку, окружающему миру. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «выпускник научится». Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся.
  • Задания дополнительной части имеют более высокую сложность; они соотносятся с разделом «Выпускник получит возможность научиться» планируемых результатов. В этой части 5 заданий, из которых второклассникам для получения поощрительных баллов предлагается выполнить, как минимум, 3-по своему выбору. Их выполнение может потребовать самостоятельного открытия ребёнком нового знания или умения, привлечь личный опыт. Поэтому выполнение заданий дополнительной части необязательно для всех учащихся – они выполняются только на добровольной основе. Соответственно и негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат.

Задания как основной, так и дополнительной части строятся на основе предложенного учащимся текста, по которому предлагается четыре варианта итоговых комплексных работ.

Аналогичные задания во всех вариантах направлены на проверку одних и тех же умений и навыков, однако сложность заданий в разных вариантах незначительно варьируется за счёт содержательного контекста или осо­бенностей формулировки задания. При этом первый и второй варианты работы полностью равноценны и могут быть предложены всем учащимся. Однако в ряде случаев педагогически оправдан индивидуальный подход к подбору посильных заданий для конкретных детей, что позволяет каждому ребёнку добиться заслуженного успеха. Так, если в классе есть хорошо подготовленные учащиеся, которые устойчиво демонстрируют высокие результаты, целесообразно предложить им четвёртый вариант, задания в котором несколько сложнее по сравнению с заданиями первого и второго вариантов. Детям, которые к концу второго класса имеют трудности в обучении, целесообразно предложить третий вариант. Как правило, это относится к ослабленным детям, к учащимся с исходно низкой мотивацией учения, к тем, у кого не было возможности получить необходимую подготовку к школе. Задания третьего варианта несколько упрощены по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.

Структура комплексной работы:

Комплексная работа составляется на основе текста (с иллюстрациями), к которому даётся ряд заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Комплексная работа состоит из основной части и дополнительной. Основная часть состоит из 6-8 заданий. Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся в том порядке, как они расположены. Если учащийся затрудняется в выполнении какого-либо задания, он его пропускает и возвращается к нему позже. Задания дополнительной части выполняются обучающимися на добровольной основе. Задания имеют более высокую сложность. Их выполнение может потребовать самостоятельного «рождения» ребенком нового знания или умений в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта. Негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий можно рассматривать, как показатель достижения учеником повышенного уровня. Из всех заданий ребенок может выполнить любых три. Задания дополнительной части учащиеся могут выполнять в парах.

Проведение комплексной работы

Правила проведения комплексной работы:

  • Для проведения работы должна быть создана спокойная, доброжелательная обстановка.
  • Перед началом работы обучающиеся должны быть познакомлены с инструкцией по её выполнению.
  • Инструктирующий учитель обращает внимание обучающихся на составные части работы, объясняя, что дополнительная часть не является обязательной, а выполняется по желанию обучающегося.
  • Учитель имеет права по ходу выполнения работы давать краткие комментарии обучающимся, испытывающим затруднения или чувство психологического дискомфорта. Прямое подсказывание недопустимо. Проведения работы осуществляется в течение 1-2 уроков (в соответствии с количеством заданий и уровнем их трудности).
  • В кабинете на видном месте должны находиться часы для ориентации обучающихся во времени.

Инструкция по выполнению комплексной работы для обучающихся:

  • Прочитайте внимательно текст и задания к нему.
  • Обратите внимание, что работа состоит из основной и дополнительной частей.
  • Внимательно выслушайте учителя, как выполняются эти части работы.
  • Обратите внимание, что обязательной для всех является основная часть работы.
  • Подумай о рациональном распределении времени.
  • Сначала приступайте к выполнению основной части комплексной работы.
  • Старайтесь выполнять задания в том порядке, как они расположены.
  • Если задание вызывает затруднение, пропустите его и переходите к выполнению следующего задания.
  • Вернитесь к выполнению пропущенного задания (пропущенных заданий), если у вас осталось для этого время.
  • При выполнении работы можно пользоваться справочными материалами.

Оценивание и анализ выполнения комплексной работы:

Выполнение комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом, полученным за выполнение всех заданий.

Комплексная работа проверяется в строгом соответствии с критериями оценки и кодами правильных ответов (в соответствии с содержанием комплексной работы).

Параметры оценивания

выбор правильного ответа из предложенных вариантов

  • 1 балл – правильный ответ;
  • 0 баллов – неправильный ответ

запись краткого ответа

  • 1 балл – правильный ответ;
  • 0 баллов – неправильный ответ

запись развернутого ответа

  • 2 балл – полный правильный ответ;
  • 1 балл – частично правильный или неполный ответ;
  • 0 баллов – неправильный ответ.

Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.

Принятый минимальный критерий оценки выполнения комплексной работы находится в пределах 50% – 70% от максимального суммарного балла.

Если ученик начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения.

Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Проведение комплексной письменной работы важно потому, что она позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и в определённом смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребёнка в решении разнообразных проблем.

Учащиеся с подобными заданиями знакомятся в течении учебного года. Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной работы, дав им какое-либо иное задание.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике.

 

Научный руководитель Джанибекова Ф.О.