КЧГУ
В условиях непрерывного обновления и развития системы образования, жесткой конкуренции на рынках труда и образовательных услуг инновации становятся важным элементом деятельности учебных заведений. Инновации в образовании и науке объявлены ключевым условием подъема качества образования.
Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. Это целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на внедрение новой педагогической практики, повышающей качество образования. Готовность педагога к инновационной деятельности является важным условием его профессионального развития.
Очень важным компонентом в структуре инновационной деятельности педагога является рефлексия, т.е. анализ собственной деятельности.
Термин «рефлексия» в отечественной литературе впервые начал использоваться в 30-40 годах прошлого века. Сластенин В.А., Подымова Л.С., анализируя различия в подходах к проблеме, отмечают наличие двух традиций в трактовке рефлексивных процессов: рефлексивный анализ сознания, ведущий к разъяснению значений объектов и их конструирование; рефлексия как понимание смысла межличностного общения. В связи с этим выделяются следующие рефлексивные процессы: самопонимание и понимание другого, самооценка и оценка другого, самоинтерпретация и интерпретация другого. Наиболее активное и многостороннее изучение рефлексии присутствует в работах, посвященных выявлению механизмов творческого решения задач [2].
Рефлексия – это обращение внимания субъекта на самого себя и свое сознание, в частности на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В психологических исследованиях рефлексия выспупает двояко:
-как способ осознания исследователем оснований и результатов исследования;
-как базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей практичности [wikipedia].
Рефлексия, в одной из наиболее современных ее трактовок, может рассматриваться как связанная с процессом развития чего-либо (в частности, практики, деятельности, мышления, сознания и др.) и участвующая в этом процессе посредством снятия затруднений в его функционировании. А также рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности, т.е собственный самоанализ. На наш взгляд, рефлексия должна рассматриваться в связи со способностью человека к саморазвитию. Рефлексия может вести к развитию и обновлению практики. В психологии творчества и творческого мышления рефлексия трактуется как процесс осмысления и переосмысления субъектом опыта, что является необходимой предпосылкой для возникновения инноваций. В этом контексте принято говорить о рефлексивно-инновационном процессе, рефлексивно-творческих способностях (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов), а также выделять разные формы рефлексии (индивидуальная и коллективная) и типы (интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная).
Рассмотрение взаимосвязи между рефлексией, творчеством и индивидуальностью человека позволяют, по мнению Е.П. Варламовой и С. Ю. Степанова, подойти к изучению проблемы творческой уникальности личности и роли рефлексии в ее развитии.
Традиционно выделяются четыре подхода к изучению рефлексии: кооперативный, коммуникативный, когнитивный или интеллектуальный и личностный. В когнитивном или интеллектуальном подходе (Корнилова Т.В., Матюшкин А.М., Семенов И.Н.) рефлексия понимается как умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия.
Проникновение педагогом в суть своей деятельности оказывается результатом рефлексивного самоанализа и условием адекватного сопровождения процесса нововведений.
Ценность рефлексии в инновационной деятельности педагога заключается в том, что она провоцирует действие. Рефлексия ориентирована на действие, она социальна и личностно направлена. Ее продуктом является практика, наиболее выразительная и социально значимая в форме человеческой деятельности [4].
Хуторской А.В. отмечает, что « в инновационном обучении рефлексия вовлекает участников (и учителей, и учеников, а также организаторов нововведений) в следующие процессы:
– целеполагание и планирование деятельности на базе результатов проведенной рефлексии;
– использование этих планов в своей дальнейшей практике;
– диагностику, обзор или мониторинг процессов, условий и последствий этой деятельности;
– оценку деятельности в свете тех качеств и параметров, которые рефлексивно собраны об этой деятельности;
– перепланирование и дальнейшие действия на базе выполненной оценки». [4,с.89]
Большое значение для успешности инновационной деятельности имеет способность педагога рефлексировать на границы возможностей самореализации, изменять их в реальном действии или в мысленном плане и переживать чувство успеха. На успешность деятельности кроме индивидуальных особенностей (творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, самооценка, степень открытости новому и т.п.) влияют социальные факторы, способности учителя к общению, эмпатии, осознанию других людей, которые могут либо способствовать, либо тормозить инициативу учителя-инноватора. Осознание воздействия других является одним из условий реализации деятельности, видения границ возможностей и отношения к ним. Рефлексия причин и последствий воздействия педагогического сообщества позволяет учителю в какой-то степени управлять процессами воздействия (защищаться от них, усиливать их в случае положительного эффекта, принимать без искажения, как должное или благоприятное и т.п.) [2].
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов[3].
Элементом инновационной деятельности является инновационный поиск – процесс разработки, получения нового знания и новой практики.
Творчество педагогическое – выработка и воплощение педагогом в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений. Творчество педагогическое характеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их критическую переработку и осмысление; умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия; способность к самосовершенствованию и самообразованию; разработку новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание; диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности; эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях; способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов, к формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт педагога; способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; умение видеть «веер вариантов» [1].
Творческая деятельность контролируется разными видами рефлексии. С.Ю.Степанов, И.Н.Семенов выделяют интеллектуальную и личностную рефлексию, В.В.Давыдов – формальную и содержательную, И.С. Ладенко – аналитическую и синтетическую. В педагогических инновациях всегда существует открытая самим учителем или заимствованная новая идея, поэтому новаторский опыт должен быть осмыслен, обобщен в виде идеи или концепции. В этой связи учителю необходимо овладеть научной рефлексией, которая позволяет соотносить ту или иную инновационную систему с множеством задач конкретного исследования. Методологическая рефлексия связана с осознанием субъектом совокупности методов и средств с точки зрения адекватности их целям инновационной деятельности, ее объекту и результату [2].
Согласно А.В. Хуторскому, «рефлексия субъектов инновационного образовательного процесса не только выполняет локальные задачи внедрения новшеств, но и несет общеобразовательную роль, развивая ключевую компетенцию педагога и учеников – рефлексивную»[4,с.92].
Таким образом, в современных условиях сформированность рефлексивной компетенции является важнейшим качеством профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.
Литература:
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Пед. Словарь: Для студ. высш. и сред. учеб. зав.- М.: Изд. центр «Академия»,2000.-176.с.
- Сластенин В.А., Подымова Л.С.Педагогика: Инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. -224 с.
- Философский энцикл. словарь.-М.:1983.-670с.
- Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пос. для студ.высших учеб. Заведений – М. : изд. Центр «Академия», 2008.-256с.
Свежие комментарии